- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Рейтинг – право банка выдать гарантию
С 1 января 2018 года почти 200 российских банков могут лишиться права предоставлять банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов при госзакупках (закон "О контрактной системе"), считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Об этом он заявил на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок. Чтобы этого избежать, он предложил увеличить переходный период до начала 2019 года. Эксперты Т94 прогнозируют ухудшение условий работы компаний по закупкам.
Речь идет о проекте постановления правительства, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках, который подготовили в Минфине. Основное нововведение предполагает, что выдавать банковские гарантии смогут только банки с кредитным рейтингом не ниже "BBB-(RU)" или "ruBBB", выставленным одним из двух российских рейтинговых агентств. "Проблема в том, что большинство российских банков прежде не работали с российскими рейтинговыми агентствами - получали кредитные рейтинги у международных агентств. Теперь же, обратившись в российские агентства, они не смогут сразу получить соответствующий кредитный рейтинг - они получат вначале самый низкий, который быстро, но не сразу, будет подниматься", - опасается Вышегородцев.
По его прогнозу, к январю такой рейтинг от российских агентств не успеют получить 190 банков. Сейчас с банковскими гарантиями при госзакупках работают 272 банка, а необходимые рейтинги от российских агентств имеют только 82.
Необходимо смягчить переходный период и перенести срок вступления в силу требований к банкам, из-за которых те не смогут заниматься предоставлением гарантий, на январь 2019 года, считает московский бизнес-омбудсмен. Он уже направил соответствующее обращение в Минфин, Центробанк и Минэкономразвития.
"Обеспечение в виде банковской гарантии теряет свой смысл, если банк не платежеспособен. Поэтому власти решили ввести этот порог в виде отечественных рейтингов, которые дают достаточно объективную картину. Необходимый рейтинг есть у очень ограниченного числа кредитных организаций, и таким образом будут отфильтровывать банки. Это действительно серьезное событие для рынка", - рассказал Т94 юрист из банковского сектора Сергей Завьялов.
По его словам, банковские гарантии составляют большой процент банковского бизнеса, это комиссионное вознаграждение и получение прибыли, и если большая часть рынка останется вне этого «куска пирога», то, возможно, многие банки уйдут с рынка. "Почти не осталось надежных клиентов, которым можно выдать кредит. Все идет к тому, что на рынке останется всего несколько десятков банков", - прогнозирует он.
Для контрактной системы ситуация осложняется тем, что банковская гарантия применяется в большинстве закупок либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения контракта. "Банковская гарантия – практически единственный способ обеспечения, особенно для представителей малого и среднего бизнеса и реального сектора экономики. Второй способ - внесение денежных средств в размере до 30% контракта - для МСП и реального сектора это обременительно, превращает участие в госзакупках в бессмысленный и невыгодный процесс", - говорит директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
"Радикальное ограничение круга банков, выдающих такие гарантии, способно создать дополнительные проблемы для поставщиков и возложить на них дополнительную финансовую нагрузку, которая в свою очередь может привезти к увеличению цен госконтрактов. Уже по этой причине это предложение заслуживает самого внимательного изучения со стороны государственных органов", - рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
Это крайне усложнит условия работы и очень сильно ударит по конкуренции, это будет катастрофа, уверен член президиума "Опоры России" Николай Дунаев. Например, в Иваново есть Кранбанк – он номер один в регионе. С ним работает предприятие по ремонту кранов «Ивановец». Там их хорошо знают. И тут банк не попадает в список. Куда идти? На лицо усложнение условий работы компаний», - указывает он. Небольшие банки специализируются именно на предоставлении гарантий для МСП, а крупным банкам мелкие поставщики малоинтересны, согласен Ульянов.
Эта ситуация возвращает нас к общему вопросу о внезапности изменений нормативного регулирования в сфере закупок, говорит Казанцев. "Сами новые требования к банкам, которые должны вступить в силу с 1 января 2018 года, анонсированы уже давно, но до сих пор не утверждены, хотя до момента начала работы по новым правилам остаётся не больше двух месяцев. В подобных ситуациях переходный период не просто желателен, но и по-настоящему необходим. Это касается не только банков, но и заказчиков, и поставщиков, которых затрагивают изменения законодательства", - считает он.
http://torg94.ru/stat/10475.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.