- Главная
- Новости
- Новости закупок
- В Чувашии бюджетные деньги проверяют «по цепочке», чтобы уберечь казну от негативных последствий
С прошлой недели в планах Главы Чувашии значится обязательный пункт — выезд в район или город республики, где предполагается встреча с населением и публичное подведение итогов социально-экономического развития муниципалитетов за прошлый год. Корреспонденты «СЧ», всегда сопровождающие Главу в этих поездках, отмечают, что особое внимание руководитель региона обращает на финансовую политику муниципалитетов.
Впереди еще больше половины встреч в районах и городах республики, поэтому «СЧ» обратилась в Контрольно-счетную палату Чувашии. Их цифры, как говорится, никогда не врут. Посудите сами, только за прошлый год в республике силами КСП было проведено 55 проверок в отношении 129 объектов аудита. При этом объем проверенных средств составил более 46 млрд рублей. А финансовых нарушений выявлено на сумму 406,9 млн рублей — это меньше одного процента в сопоставлении с проверенными объемами. Плохо это или хорошо? С этим вопросом мы обратились к председателю Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Светлане Аристовой.
— Стараемся охватить как можно больше объектов, ведь посмотрев только одно учреждение, выводы сделать невозможно. Например, надо идти по цепочке, от министерства в роли главного распорядителя бюджетных средств до исполнителя в лице учреждения, муниципалитета (получатели средств) или в обратном порядке, — поясняет она. — По сравнению с 2016 годом в прошедшем году по объему выявленных финансовых нарушений наблюдается рост.
— Можно уточнить, с чем это связано?
— Возросла проверенная сумма бюджетных расходов. К тому же вместе с широким охватом объектов аудита (контроля) нами стало чаще практиковаться проведение осмотров объектов, встречных проверок, замеров с привлечением специалистов. Обращаются к нам и граждане. Можно сказать без преувеличения, что за минувший год учет финансовых нарушений выведен на новый качественный уровень.
— Все нарушения приводят к реальным финансовым потерям?
— Нет. Все мы понимаем, что нарушение нарушению рознь, порядка 70 процентов из выявленного — это огрехи в ведении бухгалтерского учета, в трактовке бюджетного законодательства и тому подобное. Около 30 процентов — нарушения при осуществлении государственных закупок, среди них много процедурных моментов. Самые серьезные нарушения, считаю, сосредоточены в сумме, которую мы ставим к возврату в бюджет (по состоянию на 1 января 2018 года она не возвращена), по прошлому году это около 45 млн рублей. При этом недостатки больше выявляются у получателей бюджетных средств.
— В предыдущем интервью мы говорили о «программных расходах» и работе, проводимой главными распорядителями бюджетных средств. А что показывают проверки муниципалитетов?
— Доля финансовых нарушений со стороны проверенных муниципалитетов в общей сумме выявленных нарушений составила более 35 процентов, КСП проверяла как доходы, так и расходы бюджетов районов и городов. В зависимости от нарушений КСП принимает меры по их предотвращению, зачастую и проверяемые должностные лица стремятся в ходе контрольных мероприятий недостатки устранить.
— Какие муниципалитеты вами проверялись в 2017 году?
— Это Аликовский, Ибресинский и Мариинско-Посадский районы, а также город Чебоксары, в которых проверками охвачен более широкий перечень межбюджетных трансфертов. Еще 11 городов и районов — пока точечно.
В частности, столицу республики детально проверили по использованию отдельных межбюджетных трансфертов на строительство и ремонт дорог. Проверки были совместные, с республиканским Минфином и Минэкономразвития.
Нашим специалистам часто приходится слышать о высокой эффективности от проведенных закупок в муниципалитете. Да, в целом, со среднестатистической точки зрения все хорошо. Но когда начинаем поднимать отдельные пласты — там картина открывается иная.
К примеру, проанализировав 35 контрактов на сумму свыше 5 млрд, которые заключены с учетом межбюджетных трансфертов (свыше 2,8 млрд рублей) за проверяемый период, мы констатировали бюджетную эффективность всего на уровне 2 процентов. Аудит показал, что более 66 процентов закупочных процедур были признаны заказчиком несостоявшимися, то есть в итоге на последнем этапе лишь один участник раскрывал цену, снижая ее, как правило, незначительно, на величину менее одного процента.
— Знаете, давно смущает принцип проведения госзакупок: готов уложиться в самую низкую цену — забирай подряд. А какое качество гарантирует тот, кто согласен работать за «копейки»?
— Когда мы проводим аудит закупок, оценка дается не только снижению цены, но и другим факторам: как формировалось техзадание, какой способ закупки применен, законность и прочим. На практике не все так складно бывает. Например, на одни из проверенных торгов были допущены два участника. Один не раскрыл свою цену в ходе торгов, однако в итоге именно он и получил от победителя субподряд, ответственные лица этих двух организаций «пересекаются». Мы направили все документы по данному аукциону в антимонопольную службу, потому что усмотрели косвенные признаки «сговора», — кстати, одной из главных бед всей российской дорожной отрасли.
Другая фирма, выигравшая конкурс на строительство транспортной инфраструктуры, как выяснилось в ходе контрольного мероприятия, представила недостоверные сведения о себе, а конкурсная комиссия (уполномоченный орган города) не заметила. Признала ее победителем, в то время как второй участник торгов предлагал выполнить те же работы за существенно меньшую стоимость. Следуя вашей логике, победитель должен был сделать все замечательно и вовремя, коль уж запросил хорошую цену. А вышло-то наоборот — и работы отдельные некачественно выполнены, да и к объемам вопросы есть.
А как удивительно они работают! Вот дополнительное соглашение на озеленение по одному из контрактов с ООО «Элитстрой», подрядчик посеял в открытый грунт траву. Почему не разыграть контракт на отдельных торгах? При проверке мы этой травы в полном объеме не увидели. Где она? Сроки по гарантии не истекли — почему к исполнителю не принимаются меры?
Конечно, замечательно, когда города преображаются, строятся дороги, облагораживаются набережные, иной вид приобретают парки, но все расходы бюджета должны отвечать принципам Бюджетного кодекса России: эффективности и результативности. Будем стремиться, чтобы выявленные недостатки при использовании бюджетных средств были учтены и их устранение не затягивалось.
— Какие нарушения еще обнаружены в районах и городах?
— Ко всем муниципальным образованиям возникли претензии по сбору арендных платежей при использовании муниципальной собственности, это их собственные доходы. Тема не новая, мы говорили о ней в прошлом интервью, а вопросы до сих пор остаются. Особенно не красит это ряд муниципалитетов, тратящих средства местного бюджета на покупку программного продукта для ведения учета имущества и платежей, а он, этот продукт, не наполняется данными и не используется в ежедневной работе.
В Ибресинском районе нас заинтересовал порядок организации работы по получению субсидий на жилье молодым семьям. При проверке зачастую мы сталкиваемся с разным толкованием муниципалитетами понятий «нуждаемость» и «право на получение субсидий молодой семьи». Кроме того, эта бюджетная поддержка полагается не только при покупке готового жилья, но и при его строительстве на уже имеющемся земельном участке. В ходе проверки было установлено, что денежные средства по двум семьям были перечислены по актам подряда от одного и того же крестьянско-фермерского хозяйства, а работы им не выполнены. Бюджетные средства потрачены, а результата нет.
Возникают вопросы по пакету документов на строительство индивидуального дома молодой семьей и разночтения в «конечной точке» строительства. Видимо, механизм субсидии на строительство в чем-то несовершенен, будем изучать. Кстати, в 2017 году по инициативе КСП и Минстроя Чувашии законодательно закрыт пробел — покупка жилья молодыми семьями у близких родственников, когда движение бюджетных средств было не прозрачно. С июня субсидия из бюджета при таких сделках не выдается.
— И в заключение, Светлана Ивановна, какие из проверенных объектов не вызвали нареканий Контрольно-счетной палаты?
— В самом начале интервью я отметила, что нарушения и недостатки бывают разные, а целью контрольных мероприятий мы видим в том числе и предупреждение негативных последствий для бюджета.
Проверяли выполнение «майских» указов Президента России в отдельных учреждениях здравоохранения и образования, осуществляли мониторинг «приоритетных проектов» — замечания были, но несущественные.
Практически нет значимых претензий к строительству фельдшерско-акушерских пунктов на селе (проверили 27 таких объектов). Во-первых, программа давняя, отлаженная. А во-вторых, ФАПы строятся по типовому проекту, там все учтено и ежегодно корректируется с учетом новых требований.
К сожалению, не уложишь в типовые рамки все проекты, на которые направляются бюджетные деньги, поэтому и впредь работа по проверке использования бюджетных средств нам предстоит большая и серьезная.
http://sovch.chuvashia.com/?p=192322
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.