Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 545-53-52, info@a-u-z.ru

Комиссия УФАС по г. Москве рассмотрела жалобу от ООО «ГОЛОС»

  • 09.02.15

    В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса. 

    По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: 

    - неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в выборе неправильного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 

    - в проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен порядок оплаты работ. 

    - в конкурсной документации установлен критерий оценки заявок, не соответствующий Закону о контрактной системе. 

    Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении

    Конкурса действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок. 

    В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. 

    В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки: 

    1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 30.12.2014 18:30; 

    2) дата и время окончания подачи заявок – 22.01.2015 12:00; 

    3) начальная (максимальная) цена контракта – 543 262 554 рублей; 

    4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки; 

    5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки; 

    6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 26.01.2015; 

    7) победителем Конкурса признано ООО «ДСУ-1» с предложением о цене контракта 534 950 636,92 рублей. 

    1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. 

    В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. 
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень). 

    В аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей. 

    Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей. 

    В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион. 

    Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом строительства и реконструкции является автомобильная дорога, код 45.23.12.150 ОКПД, при этом начальная (максимальная цена) контракта превышает 150 млн. рублей. 

    Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, вместо электронного аукциона, не нашел своего подтверждения. 

    2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. 

    Согласно доводу жалобы Заявителя, установленный в Конкурсной документации дополнительный аванс ставит в неравное положение участников закупки, так как «Заказчик по собственному усмотрению осуществит выплату аванса в увеличенном размере». 

    Пунктом 4.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «Заказчик производит авансирование в размере 10% от стоимости Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком заявки на предоставление аванса, с указанием количества (объема) и цены единицы планируемых к закупке материалов и ГСМ (горюче-смазочных материалов). 
    Заказчик производит дополнительное авансирование в размере не более 20% от стоимости Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, в порядке и на условиях, определяемых Дополнительным соглашением (типовая форма Дополнительного соглашения о выплате аванса представлена в Приложении №11 к настоящему Контракту)». 

    Пунктом 4.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «В течение 45 (сорока пяти) суток со дня получения аванса Подрядчик представляет Заказчику отчет об использовании аванса с предоставлением необходимых для подтверждения документов, в том числе платежных поручений, а также справку, подтверждающую данные об остатке денежных средств от предоставленного аванса в случае использования аванса не в полном объеме.

    Подрядчик в течении 10 рабочих дней обязан вернуть неиспользованные денежные средства на лицевой счет Заказчика. Подрядчик обязан использовать аванс на приобретение материалов, необходимых для выполнения работ в соответствии с проектной документацией, и ГСМ (горюче-смазочных материалов)». 

    Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлено условие о порядке оплаты работы, в связи с отсутствием конкретного размера аванса, а также в связи с установлением не предусмотренных Законом о контрактной системе требований к целям расходования аванса. 

    Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    3. Согласно доводам жалобы, в Конкурсной документации не установлен показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», что не соответствующий Закону о контрактной системе. 

    Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с

    Законом о контрактной системе. 

    Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается в соответствии с правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила). 

    В соответствии с пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: 

    а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; 

    б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; 

    в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; 

    г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; 

    д) деловая репутация участника закупки. 

    Согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 указанных Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки. 

    Предметом закупки в соответствии с извещением о проведении конкурса является работы по ремонту автомобильных дорог, по коду ОКДП 45.23.12.110 – Работы общестроительные по ремонту дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог), который входит в группировку 45 – «Работы строительные». 

    Группировка 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности «Работы строительные» включает в себя работы по ремонту автомобильных дорог, указанные в смете и являющиеся объектом рассматриваемой закупки, следовательно, объектом закупки является выполнение строительных работ. 

    Вместе с тем в Конкурсной документации отсутствует показатель, обязательный для установления на основании подпункта "б" пункта 27 Правил «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», что не соответствует пункту 11 Правил. 

    Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. 

    Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. 

    В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. 

    При этом согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. 

    Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. 

    В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: 

    1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%; 

    2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 35%. 

    3) Квалификация участников закупки - Значимость критерия: 5%. 

    По критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлены следующие показатели: «строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение работ; расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту; расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; Пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса». 

    Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно: 

    0 баллов – не предоставление информации или не раскрытие темы; 

    5 баллов – не отображение полной и детальной информации; 

    10 баллов – предоставление полной и детальной информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации и охватывает все аспекты данного показателя. 

    По критерию оценки «Квалификация участников закупки» установлены следующие показатели: «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ; Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами». 

    Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки «Квалификация участников закупки» выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно: 

    0 баллов – необеспеченность; 

    25 баллов – частичная обеспеченность; 

    50 баллов – достаточная обеспеченность. 

    В Конкурсной документации не определено и не раскрыто понятие «частичная обеспеченность», «достаточная обеспеченность», в связи с чем невозможно определить какое количество паспортов транспортных средств и/или договоров аренды нужно представить участнику закупки для получения максимального балла. 

    Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», а также в связи с отсутствием предмета оценки по критерию «Квалификация участников закупки» (Заказчиком не установлено, какое именно оборудование подлежит оценке). 

    Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также не установившего в Конкурсной документации показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    4. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. 

    В соответствие с пунктом 5.1 проекта государственного Конкурсной документации установлено: «Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение № 1 к настоящему Контракту), начало: 13.04.2015г., окончание: 30.09.2015г.». 

    Пунктом 19.11 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «Срок действия Государственного контракта: Начало – «___»____________2015 г. (с момента заключения государственного Контракта) Окончание – «30» сентября 2023 г.» 
    Пунктом 17.12 части 17 «Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры» Конкурсной документации установлено: «Срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также срок, на который перечисляются денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта: до 31.12.2016г.». 

    Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации срок окончания действия банковской гарантии, не соответствующий Закону о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    5. В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 

    1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

    2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

    3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 

    Пунктом 17.11 части 17 «Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры» Конкурсной документации установлено: «Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в пункте 17.11. настоящего раздела; 2) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке». 

    Вместе с тем, согласно пункту 17.11 части 17 «Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры» в Приложении № 6 к Конкурсной документации установлена форма банковской гарантии из чего следует, что не соответствие указанной форме банковской гарантии является основанием для отказа в принятии Заказчиком ее. 

    Таким образом, действия Заказчика, установившего не предусмотренные Законом о контрактной системе основания для непринятия банковской гарантии, нарушают часть 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    6. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. 

    Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе. 

    В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. 

    Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. 

    Пунктом 5.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение № 1 к Контракту)…». 

    На заседании Комиссии установлено, что Календарный график является незаполненной формой, которая заполняется по итогам определения подрядчика. 

    Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации график выполнения работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    7. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки. 

    В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. 

    В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. 

    При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту. 

    Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила). 
    Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок. 

    Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах. 

    Пунктом 11.4.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено «за нарушение общего срока окончания работ по Объекту – Подрядчику начисляется пеня в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком». 

    Пунктом 11.4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено «за нарушение сроков выполнения отдельных видов работ (этапов) и связанного с ними ежемесячного не освоения бюджетных средств по Объекту, указанных в календарном графике, Подрядчику начисляется пеня в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком». 

    Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом. 

    Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия 

    РЕШИЛА: 

    1. Признать жалобу ООО «ГОЛОС» частично обоснованной. 

    2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 7, 13 статьи 34, части 6 статьи 45, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. 

    3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. 

    4. Передать материалы дела от 28.01.2015 № 07-24-523/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 


    Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.

назад