- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Спецсчета не для всех
Как стало известно “Ъ”, Минэкономики решило отказаться от требования массового перехода ресурсоснабжающих организаций (РСО) на спецсчета.
Новый законопроект ведомства предполагает введение казначейского сопровождения только при неисполнении поставщиками коммунальных ресурсов инвестпрограмм, которыми обосновывается рост тарифов, то есть добросовестных компаний изменения не коснутся.
Участники рынка, однако, настаивают на избыточности механизма — и опасаются, что после казначейского сопровождения вернуться к исполнению инвестпрограмм РСО уже не смогут. Эксперты же полагают, что проект сможет стимулировать компании оптимизировать инвестиции.
Минэкономики смягчило подход к контролю деятельности РСО, переписав законопроект о введении для них спецсчетов. Прежний вариант требовал перечисления выручки всех РСО на спецсчета в казначействе для контроля за их расходами и борьбы с выводом средств, и инициатива вызвала серьезные опасения рынка: бизнес ссылался на риски блокирования операционной деятельности и возникновения дополнительных расходов (см. “Ъ” от 1 июня). В новом проекте (есть у “Ъ”) Минэкономики предлагает переводить РСО на спецсчета только при неисполнении ими инвестпрограмм — основанием для этого станет предписание об устранении нарушений. Напомним, что расходы инвестпрограмм зачастую являются обоснованием необходимости повышения тарифов — и поэтому подпадают под контроль властей.
В ведомстве “Ъ” подтвердили факт разработки документа. Выполнение инвестпрограмм будет устанавливаться проверками — ежегодными плановыми и внеплановыми, основания для признания инвестпрограммы невыполненной установит правительство. Спецсчет будет открываться минимум на два года, а при повторном предписании — продлеваться на тот же срок, при этом казначейство будет контролировать исполнение запрета на нецелевое расходование средств. Как пояснил “Ъ” источник в финансово-экономическом блоке Белого дома, норма направлена на минимизацию недобросовестной деятельности — если компания выполняет инвестпрограмму, для нее ничего не изменится.
Смягчена и ответственность за нецелевые траты средств со спецсчетов: вместо уголовной предусмотрена административная — для должностных лиц штраф до 100 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 120 часов, при повторном нарушении — дисквалификация на срок до трех лет. За отказ открывать спецсчета должностным лицам также может грозить дисквалификация, а компаниям — штраф до 5 млн руб. Для чиновников при нарушениях порядка формирования или контроля исполнения инвестпрограмм предусмотрен штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до двух лет.
Как отмечают в Совете производителей энергии (СПЭ), блокировка казначейством операций по спецсчету при проверке может вызвать «коллапс неисполнения РСО договоров и обязательств по инвестпрограммам», а при продлении работы через спецсчет организация «не сможет выйти из круга неисполнения инвестпрограммы». Целесообразным в совете считают внедрение спецсчетов для системных неплательщиков на оптовом рынке электроэнергии, где много лет остается нерешенной проблема энергосбытовых компаний Северного Кавказа. В Минэнерго “Ъ” заявили, что приветствуют «желание Минэкономики навести порядок в регулировании инвестиционной деятельности РСО, а также в контроле исполнения ремонтных программ», но проект не поддерживают, так как регулирование «в электроэнергетике значительно опережает прочие ресурсы и предлагаемые меры отбросят эту отрасль назад».
Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая считает, что проект вводит дублирующие механизмы контроля инвестпрограмм (так, для гарантирующих поставщиков контроль расходов будет полностью повторять процедуры лицензионного контроля энергосбытовой деятельности) и приведет к снижению инвестпривлекательности отрасли. В комиссии РСПП по ЖКХ настроены категоричнее и выступают в целом против спецсчетов, введение которых «означает отказ от привлечения любых частных инвестиций», подчеркивая, что ответственность за нарушения должна быть, но более разумным наказанием считают штрафы.
Исполнительный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин предупреждает, что РСО могут не исполнять инвестпрограммы не по своей вине (например, муниципалитет не выделил землю). По мнению же старшего аналитика Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрия Мельникова, идея спецсчетов — во многом «вынужденный механизм», обусловленный трудностью администрирования тысяч компаний не столько в энергетике, сколько в ЖКХ. «Идеалом был бы отказ от тарифного регулирования в этом непрозрачном секторе, но это не всегда возможно»,— считает он. Также господин Мельников отмечает, что, «возможно, концепция спецсчетов при корректной реализации создаст для них стимулы к оптимизации инвестдеятельности».
http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2046516
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.