Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Десятки миллиардов рублей и тысячи поставщиков – это Яндекс
27.02.20

При общей открытости этой транснациональной компании, предлагающей на российском рынке более 50 сервисов и различных служб, детально узнать об устройстве ее системы закупок не просто. Яндекс работает с поставщиками в рамках коммерческих закупок, что ограничивает возможности по свободному заходу в компанию «людей с улицы». Однако возможности для создания партнерских отношений имеются, о чем рассказал директор департамента закупок Сергей Малахов.

- Сергей, первый вопрос самый логичный - перед Вашим выступлением на VIII Всероссийском Форуме участников закупок: какие виды товаров и услуг закупает ваша компания?
- Закупки Яндекса разделены на пять больших направлений. Первый: PR, маркетинг, реклама, закупка связанной с категорией интеллектуальной собственности и контента, GR, сувениры и брендовая продукция.

Второй: Строительство, ремонт, оснащение и инженерная эксплуатация офисов, складов, пунктов выдачи заказов, магазинов и дата-центров. 

Третий: IT и Telco: оборудование, ПО, интеграция, услуги, запчасти, комплектующие, ремонт оборудования, доступ к информационным базам /системам. 

Четвертый: Непрямые закупки (для бизнеса): HR-услуги, ДМС, HR-бенефиты для сотрудников, страхование имущества и ответственности, аутсорс услуг и работ, клининг, обеспечение офисов, канцтовары, продукты, кейтеринг, логистика. 

Пятый: Проектные закупки: аренда земли /офисов /складов /коммерческих помещений; лизинг машин /оборудования /IT-техники /автомобилей; телефония и мобильная связь /смс; оборудование /машины /техника /системы хранения для складов; аудит, консалтинг, упаковка, а также всё новое и непонятное.

- Какой объем закупок предлагает поставщикам ваша компания ежегодно, в рублях?
- Годовой объём закупок гигантский, десятки миллиардов рублей, могу называть только порядок.

- Какое количество поставщиков в вашей компании?
- Несколько тысяч поставщиков.

- Каким критериям должно соответствовать юридическое лицо, чтобы стать поставщиком вашей компании?
- Минимальные требования включают: иметь опыт работы в определённой сфере не менее трёх лет, примеры успешно реализованных кампаний и проектов, крупные российские и международные компании-клиенты. Наличие лицензии (если требуется по закону). Отсутствие убытков и наличие прибыли за последние три года.

Для инженерных закупок и выполнения работ - наличие квалифицированного собственного персонала рабочих и 50% собственного инженерного персонала с высшим профильным образованием.

Для строительства - подтверждение соблюдения сроков ввода уже построенных объектов в эксплуатацию. Наличие положительных отзывов о качестве предоставляемых услуг и выполняемых работ. Минимальное количество замечаний (предписаний) надзорных органов. Отсутствие травматизма и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Минимальное количество временных и иностранных рабочих. Наличие необходимых для выполнения работ собственных грузоподъёмных, транспортных средств и основных, строительных машин и механизмов. Отсутствие задолженности перед налоговыми органами. Страхование рисков.

Для строительства и ремонта - наличие положительных отзывов о руководителях строительства предыдущих объектов. Объём выполненных за предыдущий год смр, не менее, чем в три раза превышающий объём предлагаемых к выполнению работ. Наличие постоянных партнёров для выполнения специальных работ. Наличие входного контроля качества строительных материалов, изделий и конструкций. Наличие собственных складов (при поставке товаров /материалов /запчастей /оборудования).

- Какие инструменты используете для поиска поставщиков или оповещения о своих закупках?
- Закрытые тендеры. Используем собственную электронную площадку «Яндекс.Закупки» и поиск поставщиков в Интернете. В сложных случаях выходим на крупные электронные площадки для поиска новых поставщиков.

- Кто принимает решение о закупке?
- Рабочая группа: мини тендерный комитет.

- Что влияет на выбор того или иного поставщика (цена, сроки, сервис, гарантия)?
- Поставщик выбирается по совокупности факторов (скоринг), включающих не только цену, но и качество, SLA, опыт, наличие ресурсов у поставщика и т.д. При обычном т.н. "box moving" из отобранных к участию в тендере компаний (компании, которые имеют квалификацию, являются официальным дистрибьютором, имеют опыт и т.п.) победитель выбирается, в основном, по цене.

- При каких условиях готовы рассматривать 100% предоплату (срочная закупка, проверенный поставщик, другие условия)?
- Компания Яндекс не делает 100% предоплаты, кроме случаев практик, принятых на рынке (например, аренда), и по требованию естественных монополий.

- Действующее российское законодательство об осуществлении частными компаниями закупочной деятельности – помогает или мешает вашей работе?
- К нам это не применимо. Мы соблюдаем требования ГК РФ и действующего законодательства в области осуществления коммерческой деятельности. 

- Как отделы закупок могут оградить себя от поставщиков, поставляющих некачественные товары или услуги? 
- Проведение тендеров, проверка контрагентов, проверка рекомендаций, референс-визиты и т.п.

- Кто чаще всего прав: закупщик или поставщик? 
- Закупщик: в рамках договора и лучших практик рынков России и зарубежья.

- Как, на ваш взгляд, изменится система закупок товаров и услуг в России в ближайшие годы (прогноз исходя из ваших личных предположений и профессионального опыта)?
- По сложным, техническим и креативным направлениям будут лучше работать «бутиковые» поставщики, даже небольшие. В остальном - укрупнение, федерализация: (возможность работать на одинаковых ценовых и качественных условиях на всей территории России), предоставление более широкого спектра услуг, постоянное предложение улучшений и инноваций. Поставщики, которые не будут так работать, скорее всего, уйдут с рынка.


назад

Другие новости ассоциации