Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Откровенно и "без купюр": рынок электронных закупок глазами эксперта
10.01.17

О деятельности Ассоциации Участников Закупок, осуществляющей общественный контроль за всем рынком государственных и коммерческих закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ - рассказывает эксперт, проработавший в отрасли много лет.

- Как и когда была создана Ваша ассоциация? Чем она занимается? Кто входит в ее ряды?

- «Ассоциация Участников Закупок» – некоммерческое объединение, была образована в 2012 году по инициативе различных компаний из регионов России: активных участников рынка электронных и бумажных закупок. Раньше эти компании никак не пересекались, однако их объединили общие проблемы рынка и горячее желание улучшить ситуацию в сфере закупок, повлиять на развитие российского законодательства. Ведь порознь юридические лица не имеют фактической возможности повлиять на масштабные процессы, но объединившись – уже представляют силу, к которой могут прислушаться органы власти.

Впервые о создании АУЗ заговорили еще в 2010 году, на встрече одного из высокопоставленных членов Правительства РФ с представителями малого бизнеса. Тогда чиновник обронил фразу: «Проблем в сфере закупок много, но бизнесменов еще больше, мне тяжело контактировать с таким огромным количеством людей, попробуйте как-то объединиться и выдвинуть представителей». Эта случайная фраза зародила у присутствовавших бизнесменов идею о создании самостоятельного профессионального сообщества. 

Поэтому в ассоциацию сразу вступили 23 юрлица. Один из руководителей (им оказался я) - достаточно самоуверенно предложил свою кандидатуру в качестве представителя. Пришлось потратить немалые усилия на то, чтобы объединить разрозненные компании, понять, какие требования выдвигают новоявленные члены, чего хотят от объединения. Были проведены сотни переговоров, прежде чем стало понятно, что юрлиц много и каждый руководитель хочет буквально навязать ассоциации свою персональную позицию. Поэтому было принято рещение превратить АУЗ в независимый центр, куда стекается информация от любого участника рынка, здесь эта информация систематизируется по темам и превращается в общие инициативы членов ассоциации.

Например, если АУЗ получает от членов большое количество жалоб на какую-то статью закона - значит это проблемное место, требующее всеобщего обсуждения и корректив.

По такому принципу, соблюдая баланс независимости членов АУЗ друг от друга, мы и работаем. Только независимость дает уверенность, что ассоциация не будет ангажирована какой-то одной фирмой, а действительно останется профессиональным объединением.

Со своей стороны, каждый член Ассоциации поддерживает сообщество. Одни предоставляют нам помещения, другие - специалистов, которые помогают в работе, третьи финансируют проведение необходимых мероприятий, четвертые проводят юридические консультации и т.д. То есть ассоциация – это многосложный механизм, где каждый участник как винтик: помогает функционировать единому организму.

К сожалению, не все члены ассоциации обладают социальной активностью и готовы участвовать в необходимых мероприятиях. Много таких, кто вступил, но не проявляет себя, или вообще успел за прошедшие годы ликвидироваться как юрлицо. Среди создателей АУЗ остались буквально две фирмы, одна из которых «Центр Заключения Контрактов», организующая участие в электронных закупках «под ключ». Но пришло много новичков, которые демонстрируют активности и способствуют развитию общего дела. Наши двери открыты для всех, без оглядки на то, являются ли члены ассоциации конкурентами друг другу или нет. Ведь АУЗ представляет интересы всех юрлиц одинаково, как равноправных участников рынка электронных закупок.

Сегодня основу деятельности АУЗ составляют: представление и защита интересов членов АУЗ в сфере государственных и коммерческих закупок; бесплатные юридические консультации всех участников рынка электронных закупок по любым вопросам участия в торгах. Уполномоченные представители Ассоциации занимаются общественным контролем соблюдения законодательства РФ и других нормативных актов в контрактной системе организации закупок.

- Как можно войти в ряды АУЗ?

- Сегодня общая база членов АУЗ составляет несколько сотен юрлиц из различных регионов России, но более 60% - это компании из Москвы. Многие частные компании  изъявили желание войти в состав АУЗ после обращения за бесплатными юридическими услугами или после получения сертификата проверенного поставщика. 

Членство позволяет новичкам получать бесплатные юридические консультации в расширенном режиме и вне очереди; обращаться за поддержкой к другим партнерам ассоциации; участвовать во всех мероприятиях АУЗ (включая закрытые); пользоваться льготами при участии в электронных торгах; получить доступ к закрытым программам поддержки предпринимателей, разработанной АУЗ, в том числе - принять участие в комиссии по разработке законодательных инициатив.

Для вхождения в состав Ассоциации необходимо лишь заполнить форму заявки на сайте и оплатить членский взнос, который пойдет на развитие АУЗ (ассоциация не ведет коммерческой деятельности, но оплачивает немало счетов, связанных с реализацией своих бесплатных услуг для участников рынка закупок).

- С какими проблемами чаще всего обращаются к Вам?

- Сотни предпринимателей ежемесячно обращаются в АУЗ за бесплатной юридической поддержкой в сфере электронных закупок, с жалобами на неправомерные действия заказчиков, за консультациями о правилах торговых процедур, за детальной проверкой заключаемых договоров, за помощью по участию в торгах, за представлением интересов в суде и т.д.

Нередко ситуация, в которой оказался член ассоциации, требует личного присутствия опытного юриста. В таком случае юристы АУЗ выезжают по адресу заказчика и неделями пребывают на месте конфликта, до его полного разрешения.

Эта особенность, кстати, является самой важной в работе юридической службы АУЗ:  специалисты юридического департамента постоянно находятся в региональных командировках. География состоявшихся выездов включает не только всю территорию РФ, включая Сибирский и Дальневосточный регионы, но и ближайшее зарубежье.

- Какие сферы госзакупок самые коррумпированные?

- По официальной статистике, предоставленной министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым, самыми криминальными являются закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительная сфера, содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура.

Со своей стороны, АУЗ может подтвердить эту статистику, так как примерно в таком соотношении распределяются доли всех электронных лотов России (в рублевом эквиваленте). Соответственно, каких лотов больше – там пропорционально большее количество выявленных нарушений.

Хотя на практике точной статистики нарушений в государственных и коммерческих закупках не существует. Ведь определяя самые коррумпированные сферы, аналитики вынуждены опираться только на статистику «выявленных» нарушений. А количество не выявленных сговоров или случаев, когда предприниматели не стали терять время на жалобы - остается «за кадром». Их количество в разы больше.

Например, по информации Центра Заключения Контрактов, чуть ли не каждое третье юрлицо, участвующее в закупках, считает, что имеет договоренности с организатором торгов. Такое предположение бизнесмены делают исходя из того, что «Им позвонили из администрации города и предложили участвовать в конкурсе». То, что администрация города позвонила также десяткам других аналогичных фирм, чтобы просто создать «массовку» – бизнесмены в расчет не берут. Таких «псевдо-нарушителей» немало, они могли бы существенно повлиять на общие показатели коррупции в стране (в сторону роста).

Следует также учитывать нарушения, которые банально не заметили заказчик с участником из-за низкой квалификации, однако заметили сторонние наблюдатели. Такие торги также можно отнести к разряду коррупции.

В целом, по оценке специалистов АУЗ, до 50% торгов проводится с нарушениями. Половина из них - по умышленному сговору. При этом среди лотов стоимостью до миллиона рублей количество сговоров меньше в разы, чем в торгах на сотни миллионов и миллиарды рублей, где коррупция стремится к 100% показателю. Ведь именно коррупция является причиной, почему организаторы торгов не желают разбивать свои огромные по стоимости лоты на более мелкие, а наоборот, стремятся объединить сотни мелких и разнообразных видов работ в единый заказ. Хотя последние годы работа государства в этом направлении ужесточилась и количество дорогих лотов уменьшается.

- Каких знаний не хватает участникам закупок?

- Большинство проблем, возникающих у предпринимателей, являются типовыми. Осуществив более 2 тысяч бесплатных консультаций за последний год, юристы Ассоциации Участников Закупок накопили статистику популярных на рынке вопросов.

Лидируют жалобы на неправомерные действия заказчиков. Бизнесменов беспокоит законность различных решений будущих клиентов: как на этапе размещения заявок, так и в процессе исполнения контракта. Именно формализация отношений с заказчиками и максимальная детализация всех требований по контракту – становятся предметом консультаций с опытными юристами.

На втором месте вопросы, связанные с отклонением от участия в торгах. Не зная особенностей работы с размещенными заявками, многие предприниматели совершают ошибки и оказываются в числе отклоненных участников. Желая исправить ситуацию (или избежать ее) - они обращаются за сторонней помощью.

Третье место рейтинга занимают вопросы, связанные с применением законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Количество обращений по этим законам находится в соотношении ¼, что примерно совпадает с общим количеством размещенных извещений на электронных торговых площадках страны. Однако вопросы по 223-ФЗ (коммерческим закупкам) – более разнообразны по содержанию и сложны, так как требуют изучения каждой конкретной ситуации индивидуально.

Как ни удивительно, но исполнение контрактов также вызывает вопросы у бизнесменов. Однако ситуации связаны, как правило, с желанием заказчиков расширить сотрудничество или внести изменения в уже заключенный контракт. Как поступить в таком случае – и пытаются выяснить победители.

На пятом месте вопросы, связанные с попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. У победителей могут возникать спорные ситуации, которые могут привести к расторжению контракта. Как избежать последствий в таком случае – этот вопрос волнует многих участников торгов. Хотя юристы Ассоциации Участников Закупок отмечают, что на практике количество расторгнутых контрактов не очень велико. Наоборот, за последний год произошло существенное снижение числа расторгнутых договоров по электронным закупкам.

Незначительное количество вопросов связаны с получением банковских гарантий и подписанием контрактов. Эксперты объясняют эту непопулярность массовым стремлением юрлиц решить проблему силами сторонних фирм, которые предлагают услуги «под ключ» - а значит берут на себя все сложности с оформлением необходимых документов. Поэтому и от предпринимателей поступает мало вопросов по данной тематике.

А вот менее всего волнуют бизнесменов неправомерные действия конкурентов. Как пояснили специалисты АУЗ, это связано с непрозрачностью торговых процедур (законодательной защитой участников). За редким исключением, компании не знают, кто еще принимает участие в торгах, а потому не могут сформулировать жалобу на конкретное юрлицо.

- Какова, по Вашему мнению, на данный момент юридическая грамотность участников торгов? 

- Если оценивать именно юридическую грамотность участников рынка электронных закупок, то она крайне низка. Даже многие из опытных участников торгов не удосужились ни разу прочитать законы 44-ФЗ или 223-ФЗ. При этом компании могут вполне успешно участвовать в закупочных процедурах, основываясь на личном опыте, полученном методом проб и ошибок. Однако без понимания юридических основ – даже опытные участники рано или поздно остаются «в зоне риска»: неизбежно накапливают большой процент проигрышей, имеют низкую рентабельность, испытывают сложности на всех этапах выполнения контрактов, сталкиваются с проблемами с оплатой и т.д.

Что говорить об участниках, которые не имели опыта и решили самостоятельно освоить рынок электронных закупок? Их шансы на победу равны нулю!

- Какой самый выдающийся случай в Вашей практике вы можете вспомнить?

- В отношении квалификации специалистов на рынке электронных закупок показателен случай из практики АУЗ. Наш партнер из небольшого городка столкнулся с семейным кланом, который был представлен на всех уровнях – от главы города до судьи и прокурора. Назначенные на ключевые посты руководители не обладали даже элементарными знаниями в сфере электронных закупок, но активно препятствовали исполнению торгово-закупочных процедур, основываясь на личных заинтересованностях.

Наш партнер победил в аукционе, но не мог добиться от госзаказчика фактических действий, чтобы приступить к выполнению контракта (лот «затачивался» под другого участника). Закон был на стороне партнера, но семейный клан не позволял победителю отстоять свои права в суде.

Только пригласив «столичного» юриста из АУЗ, бизнесмен смог добиться справедливости. Это произошло очень забавно: едва начали зачитывать жалобу в зале суда, как судья со словами: «Ну все понятно, столичные понаехали» – сразу вынесла положительный вердикт, даже не дослушав сути заявления. Не обладая знаниями в сфере электронных закупок, она предпочла сразу сдаться, чтобы не демонстрировать некомпетентность в вопросе. И похожие ситуации на нашей практике встречаются достаточно часто.

- Какие меры, по Вашему мнению, необходимо принять, чтобы повысить юридическую грамотность в части торгов?

- Нехватка образования в сфере электронных закупок является следствием общих системных недоработок, связанных с образованием юрлиц в нашей стране. Не только участники рынка электронных закупок не знают своих прав, обязанностей, особенностей ведения торгов, но и многие другие предприниматели также лишены понимания основ законодательства. И даже не стремятся к получению таких знаний.

Но решить проблему с юридической (и экономической) грамотностью можно. Достаточно закрепить на законодательном уровне обязательство всех юрлиц пройти специальное обучение / курсы по предпринимательству. И запретить регистрацию юрлиц без сдачи экзаменов.

Таким образом можно решить не только проблемы самих предпринимателей, но и улучшить общее состояние экономики в стране. Ведь чем меньше будут бизнесмены совершать ошибок, тем эффективней заработает вся экономика государства: от производителей, до каналов сбыта и налоговой системы. Ведь как следствие повышения грамотности - повысятся доходы бизнесменов и налоговые отчисления государству.

Сейчас же предприниматели предоставлены сами себе, совершают банальные ошибки и нередко видят в лице государства - врага, обвиняя контролирующие органы в излишней предвзятости. Хотя на практике могут быть сами виноваты, из-за банального недостатка знаний.

В электронных закупках ситуация идентичная. Не только заказчики или участники, но и представители контролирующих органов не всегда являются первоклассными специалистами.

- Как Вы относитесь к предложению Минкомсвязи сделать обязательной систему «Независимый регистратор» и отменить подачу заявок участниками аукционов?

- По нашей информации, компании, оказывающие услуги по участию в торгах, имеют ряд нареканий в адрес программного обеспечения «Независимый регистратор» и предпочитают использовать сторонние программы видеозахвата. В частности, в «Центре Заключения Контрактов» нам сообщали, что имеют лицензию на использование «Независимого регистратора», однако программа отличается обилием зависаний в работе. Поэтому компания предпочитает пользоваться бесплатным ПО любых других разработчиков. А рекомендации Минкомсвязи носят скорее рекламный характер, их действиями должен заинтересоваться антимонопольный комитет: наверняка в проекте захотят участвовать и другие разработчики программных продуктов. На каком основании Минкомсвязи будет массово рекламировать не вполне успешный продукт – нам не понятно.

Хотя идею ввести обязательную видеозапись всех электронных торгов силами торговых площадок - Ассоциация Участников Закупок полностью поддерживает. Это повысит  шансы предпринимателей отстоять свои права в суде.

Но есть и другая сторона вопроса. Оперативность в предоставлении доступа к видеозаписям вызывает сомнение. Сейчас участники торгов или посреднические фирмы осуществляют захват видео самостоятельно, что позволяет направлять жалобы в ФАС буквально за 30 минут. Такая оперативность скорей всего будет недоступна с записями торговых площадок, так как ляжет непосильным бременем на передающие каналы связи.

Что касается другого вашего вопроса: отмены подачи заявок участниками аукционов – эта идея будет полезна при одном способе реализации: если сами участники аукциона смогут в одностороннем порядке приостанавливать торги. Причем торги должны блокироваться только при получении жалобы от 2-3 участников, чтобы избежать целенаправленных атак «неугодных» торгов каким-либо одним недобросовестным участником. Во всех других случаях предложенный механизм может стать очередной возможностью для коррупции или вымогательства.

- Поможет ли повысить эффективность закупок и снизить риски злоупотреблений введение понятия «референтные цены»?

Введение референтных цен скорее навредит рынку электронных закупок, чем принесет пользу. Уж точно - не повлияет на снижение злоупотреблений, так как введение «усредненных цен» не остановит коррупционеров от заключения контрактов. Они просто начнут снижать качество и фактическое количество поставляемых товаров, увеличат  приписки за «выполненные» работы и т.д.

Также стоит учитывать региональную составляющую: средняя цена на услуги в каждом регионе своя. Например, стоимость услуг в Москве выше, чем в других регионах. И если столичная фирма получает экономию за счет привлечения региональных компаний, то в случае введения референтных цен в регионах (по средним столичным) - мы получим на выходе не уменьшение затрат, а увеличение. В масштабе страны это будут колоссальные потери.

- Какая организация столицы занимает первое место по объемам электронных закупок?

- Если оценить госзакупки по 44 Федеральному закону, то за первые 9 месяцев 2016 года по сумме контрактов (в рублях) – лидирует Департамент строительства города Москвы, заказавший товары и услуги на 96 млрд рублей, среди которых достаточно много строительных работ по возведению автомагистралей, автомобильных дорог и тротуаров.

На втором месте госкорпорация «Роскосмос», разместившая лоты на 94 млрд рублей. Среди прочего, ими размещены лоты на научные исследования и эксперименты, разработку тренажеров, управление полётом МКС.

Почти с двукратным отрывом от лидеров - идет Министерство обороны РФ, затратившее через систему госзакупок (открытые торги) - 55 млрд рублей на модернизацию истребителей Су-25, техническое обеспечение военных городков, питание и т.п.

Кстати, почти аналогичный бюджет 54 млрд потратило Министерство промышленности и торговли РФ, занявшее четвертое место в рейтинге, и Министерство здравоохранения РФ, расположившееся на 5 месте с бюджетом в 53 млрд.

Но если изучить статистику коммерческих закупок по 223-ФЗ, то картина будет иная. В лидерах окажется нефтяная компания «Роснефть» с закупками на 2,3 триллиона рублей; «Российские железные дороги» с бюджетом в 404 млрд рублей; и «Газпром-комплектация» с различными лотами на 319 млрд рублей. На 4 и 5 месте за этими организациями следует «Газпром» и «Российские автомобильные дороги» с закупками на 282 и 213 млрд рублей соответственно. Что именно закупают эти компании – догадаться несложно.

- По Вашему мнению, нуждаются ли в доработке законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, и в какой?

- Что означает на практике «доработать закон» об электронных закупках? Сократить затраты государства на нарушениях, на сговорах, на банальной краже бюджетных средств! Но как отучить людей красть? Возможно ли это сделать простыми изменениями в законодательстве о закупках? Очевидно, что нет. Это вопросы выходят за рамки простой «доработки» законодательства.

Будет правильней сказать, что доработки требует вся система частного бизнеса в нашей стране. Нужно менять методы, подходы к развитию частного бизнеса, правила взаимоотношения государства и коммерческих структур, повышать ответственность бизнесменов и чиновников. Особенно важно – проводить работу по разделению интересов государства, частных компаний и физлиц. Ведь предпринимательство - еще молодая отрасль в экономике пост-советской России, поэтому проблемы и недоработки, с которыми сталкиваются участники рынка электронных закупок, в рамках реализации 44-ФЗ и 223-ФЗ – могут иметь скорей системные, исторические причины, а не законодательные.

Для честных торгов, где не имеется сговора, действующий 44-ФЗ вполне годится, с небольшими поправками. Об этом говорят многие участники. Но если рассмотреть ключевую задачу всей системы электронных закупок - экономии государственных средств, то действующее законодательство демонстрирует достаточно низкую эффективность. Кражи продолжаются, сговоры под контролем федеральных и региональных чиновников никуда не исчезли. Такое чувство, что наоборот – только узаконились.

Поэтому необходимо усиливать методы контроля за электронными закупками, делать их еще более прозрачными. Один из способов – ввести единый каталог товаров для всех поставщиков товаров и услуг в стране, как на Яндекс-маркет, с возможностью выбора участников по заданным параметрам, включая географию поставщика товаров и услуг. В противном случае мы так и будем иметь закупки одного и того же товара по кардинально разным ценам. И думать, что система всего лишь «требует доработки». Ведь нередка ситуация, когда закупщик приобретает товар за рубль, а закупщик из соседнего офиса – за десять. Разумна такая система? Конечно нет. Требует она доработки? Нет! Она требует выработки концептуально новых подходов к торгам.

Более того, наши эксперты считают, что говорить о доработках законодательства об электронных закупках в принципе преждевременно, пока в нашей стране существует дисбаланс: контролирующие органы ликвидируют тысячи мелких нарушений в контрактах стоимостью до миллиона рублей, и «упускают из вида» явные сговоры в торгах стоимостью в миллиарды рублей. А ведь соотношение незначительных контрактов и самых дорогих - практически сопоставимо в рублевом эквиваленте.


назад

Другие новости ассоциации