- Главная
- Обращения в АУЗ
- Жалобы в ФАС
- Комиссия УФАС по Омской области рассмотрела жалобу от ООО "КирСМУ"
Комиссия УФАС по Омской области рассмотрела жалобу от ООО "КирСМУ"
-
11.02.15
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 1143 от 05.02.2015) на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.
По мнению Заявителя, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционная комиссия неправомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-838 от 02.02.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 1109 от 04.02.2015).
Из представленных материалов и информации, опубликованной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 30.12.2014 на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1926635,56 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.01.2015 поступило тридцать восемь заявок, тридцати участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.
Согласно протоколу проведения аукциона от 02.02.2015 два участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 1917002,38 руб. сделал участник № 27.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. На основании подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичное требование было установлено Заказчиком в пункте 4.1 раздела 4 документации об аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В Приложении № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе были установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным Заказчиком требованиям, например:
№ пп Обоснование Наименование работ и используемых материалов Ед. изм. Кол.
1 2 3 4 5
Раздел 1.Общестроительные работы
10.1 Бруски
Обрезные
Древесина должна быть следующих пород: сосна или ель или пихта или лиственница или кедр.
По качеству древесины и обработки бруски должны быть 4 сорта
Ширина, мм, должна быть в пределах: 75-150
Толщина, мм, должна быть в пределах: 40-75
Длина, м, должна быть в пределах: 4-6,5
10.2 «Раствор готовый кладочный цементный.
Марка по подвижности: Пк1 или Пк2 или Пк3 или Пк4
………
Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более):
Содержание зерен крупностью
Свыше 10 мм Свыше 5 мм Менее 0,16 мм
5 15 15
…….
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.01.2015 следует, что Заявителю (заявка № 17) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:
«Отказать в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 и 2 части 6 статьи 69 Федерального закона в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и разделом4документации об электронном аукционе, а именно:
- в позиции 10.1 «Бруски» участники не указали конкретные показатели ширины, толщины, а также длины брусков (указали в заявке данные значения в диапазоне).
- в позиции 10.2 «Раствор» участники не указали конкретные показатели содержания зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 в песке(указали в заявке «Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 не будет превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице», где слова «не будет превышать» не позволяет заказчику определить конкретный показатель содержания зерен)».
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что по указанным позициям в заявке Общества указаны следующие значения показателей:
Раздел 1.Общестроительные работы
10.1 Бруски
Обрезные
Древесина следующих пород: сосна.
По качеству древесины и обработки бруски 4 сорта
Ширина, мм, будет в пределах: 75-150
Толщина, мм, будет в пределах: 40-75
Длина, м, будет в пределах: 4-6,5
10.2 «Раствор готовый кладочный цементный.
Марка по подвижности: Пк2
………
Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 не будет превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе):
Содержание зерен крупностью
Свыше 10 мм Свыше 5 мм Менее 0,16 мм
0,8 3,8 4,0
…….
Комиссия признала обоснованным решение аукционной комиссии о непредставлении Обществом конкретных значений показателей по позиции 10.1 «Бруски», так как значения ширины, длины и толщины брусков в заявке были указаны в диапазоне.
Вместе с тем, Комиссия считает, что значения показателя раствора «Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16», указанные в заявке на участие в аукционе («0,8», «3,8» и «4,0») соответствуют требуемым Заказчику (не должно превышать значений «5», «15» и «15»).
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия неправомерно отказала Заявителю, а также иным участникам закупки в допуске к участию в аукционе по данному основанию, в связи с чем жалоба признается частично обоснованной.
На основании пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы при обосновании причин отказа в допуске к участию в аукционе аукционная комиссия неправомерно сослалась в протоколе на нормы статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, так как при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе комиссия должна руководствоваться положениями статьи 67 данного Федерального закона.
3.2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документации об аукционе предметом контракта является выполнение ремонта санузлов хирургического отделения.
При этом, например, пунктом 10.2 приложения № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе установлено:
«Раствор готовый кладочный цементный.
Марка по подвижности: Пк1 или Пк2 или Пк3 или Пк4
Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %.
Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %.
Содержание золы-уноса в растворной смеси: не более 20% массы цемента
Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм: не более 2,5
Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14
Марка по прочности на сжатие: М200
В качестве заполнителя должен применяться песок для строительных работ.
В качестве вяжущего должна применяться глина
Требования к природному песку:
Неорганический сыпучий материал, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования.
Класс: I или II
Модуль крупности: свыше 2,0 до 3,0
Группа песка: крупный или средний
Полный остаток песка на сите с сеткой № 063: свыше 30 до 65
Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более):
Содержание зерен крупностью
Свыше 10 мм Свыше 5 мм Менее 0,16 мм
5 15 15
Содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках, не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более):
Содержание пылевидных и глиняных частиц Содержание глины в комках
3 0,5
Природный песок при обработке раствором гидроксида натрия (колориметрическая проба на органические примеси по ГОСТ 8735) не должен придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона.
Значение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг: до 370
Требования к глине:
Содержание глинистых частиц размером менее 0,4 мм должно быть не менее 30 и не более 80%
Содержание песчаных частиц размером более 0,16 мм должно быть не более 30%
Содержание химических составляющих от массы сухой глины не должно составлять более, %:
- сульфатов и сульфидов в пересчете на - 1;
- сульфидной серы в пересчете на - 0,3;
- слюды - 3;
- растворимых солей (вызывающих выцветы и высолы):
сумма оксидов железа - 14;
сумма оксидов калия и натрия – 7
Глина не должна содержать органические примеси в количествах, придающих темную окраску».
Аналогичные требования к товарам установлены в ряде иных пунктов приложения № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, о чем наглядно свидетельствует результат рассмотрения первых частей заявок участников данного аукциона (из 38 участников допущено только восемь).
Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, описание веществ, используемых при изготовлении товаров, нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которым является все же ремонт, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия считает, что указание в приложении № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе на то, что «Применяемые материалы должны отвечать требованиям нормативных правовых актов, стандартов, норм и регламентов Российской Федерации к используемому виду материала, в том числе: ГОСТ Р 51829-2001; ГОСТ 9573-2012; ГОСТ 13344-79; ГОСТ 10503-71; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 8736-93; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 25607-2009; ГОСТ 4028-63; ГОСТ 3826-82; ГОСТ 125-79 (СТ СЭВ 826-77); ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88); ГОСТ 30674-99; ГОСТ Р 51693-2000; ГОСТ 380-2005; ГОСТ 103-2006; ГОСТ 8509-93; ГОСТ 9467-75*; ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89); ГОСТ 8242-88; ГОСТ 19111-2001; ГОСТ 5781-82; ГОСТ 2590-2006; ГОСТ 9179-77; ГОСТ 5583-78; ГОСТ 26633-2012; ГОСТ 5457-75; ГОСТ 22689.2-89; ГОСТ 15167-93; ГОСТ 19681-94; ГОСТ 8292-85; ГОСТ 9347-74» также не носит объективный характер, поскольку Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставить ГОСТ с конкретным товаром при заполнении заявки на участие в аукционе, тем более, что многие из ГОСТов имеют отсылки на ряд других ГОСТов.
Подобные требования приводят к многочисленным ошибкам и не позволяют участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Кировское строительно-монтажное управление» на действия БУЗОО «МСЧ № 4» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Ремонт санузлов хирургического отделения (2 бл.,4,5 эт.)» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352300080014000226), при этом признать обоснованным довод о неправомерном отказе в допуске по позиции «Раствор».
2. Признать в действиях БУЗОО «МСЧ № 4» и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 4 и пункта 2 части 6 стать 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать БУЗОО «МСЧ № 4» и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.