- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Бойтесь лжепосредников. Как мошенники подделывают банковские гарантии и обманывают бизнес

«Посредник» исчезает вместе с уплаченной комиссией, а участник закупки лишается возможности заключить контракт». Как не стать жертвой мошенников при получении банковской гарантии: инструкция.
О способах мошенничества на рынке гарантий, о способах защиты от мошенников рассказывает Татьяна Ивашкова, начальник отдела документарных операций Райффайзенбанка:
— В системе государственных и муниципальных закупок выбор подрядчика, с которым будет заключен договор, происходит на основе тендера. Для обеспечения безопасности сделки при подписании контракта победитель тендера должен предоставить обеспечение исполнения контракта в виде денежного депозита или гарантии. С введением обязательных гарантий, выпуск которых регулирует закон № 44-ФЗ, банки стали выдавать их тысячами, а у некоторых банков гарантии занимают значительную долю от портфеля и даже являются своего рода «специализацией».
Для защиты бюджетных организаций законом предусмотрены четкие требования к банкам, которые имеют право выпускать гарантии в рамках системы госзакупок: достаточный капитал и выполнение установленных Банком России нормативов деятельности. Несмотря на это, были случаи, что некоторые финансовые организации, претендующие на лидирующие позиции рынка гарантийных операций, не могли исполнить свои обязательства, например, вследствие отзыва лицензии. Так, при банкротстве одного из достаточно известных банков обнаружилось, что часть выданных гарантий вообще не отражалась в учете, в результате чего многие государственные контракты по всей стране остались без обеспечения. Другой распространенной причиной, по которой победившие в тендере компании остаются без обеспечения — предоставление им поддельных гарантий.
Чтобы защититься от поддельных гарантий, на законодательном уровне было введено обязательное требование размещать их электронные копии на сайте госзакупок. Но как показывает практика, это не всегда помогает.
Схемы работы «посредников»
Обычно такие компании предлагают в интернете свои услуги в качестве посредника по получению банковских гарантий. Например, некий такой «посредник», указывает, что часть комиссионного вознаграждения клиент должен уплатить непосредственно банку. «Посредник» использует такую схему, чтобы предоставить клиенту доказательства своей работы с финансовым учреждением и снять подозрения. К моменту, когда банк возвращает деньги отправителю как ошибочно перечисленные, «посредник», получив значительную часть суммы от клиента, исчезает.
Иногда «посредник», предвидя желание заказчика проверить подлинность полученной гарантии, предоставляет вместе с гарантией письмо-уведомление с реквизитами банка для отправки запросов на «верификацию» (проверку подлинности). В письме — на поддельном бланке указываются телефоны «посредника», а также адрес электронной почты, который часто содержит название банка, но принадлежит «посреднику». Если заказчик обратил внимание на отсутствие копии гарантии на сайте госзакупок, «посредник» предоставляет письмо о якобы имевшем место сбое в работе сайта.
И только обратившись напрямую в банк по телефону и электронной почте, указанным на сайте, заказчик и участник закупки могут убедиться, действительно ли была выдана гарантия.
Но, к сожалению, очень часто к тому моменту, когда обнаруживается факт подделки гарантии, «посредник» уже исчезает вместе с уплаченной ему комиссией, а участник закупки лишается возможности заключить контракт.
Почему организации обращаются к недобросовестным поставщикам услуг? Для кого-то процесс получения гарантии в банке долгий и дорогостоящий, и далеко не каждый может получить гарантию без стопроцентного денежного покрытия. По разным причинам сами заказчики часто закрывают глаза на отсутствие информации о гарантии в реестре.
Что делать?
Развитие технологий во многом явилось причиной роста рынка поддельных гарантий. Сейчас очень просто воспроизвести подпись, печать, бланк организации, зарегистрировать домен, похожий на оригинальный. Очевидно, что ключ к решению проблемы — использование инновационных разработок с применением современных средств криптозащиты: выдача банковских гарантий по защищенным каналам связи, использование технологии распределенных реестров. Однако, развитие необходимо не только в этом направлении.
Банки тоже должны сделать процесс получения гарантии прозрачным, удобным и доступным — и по срокам, и по стоимости, чтобы обращение к «посреднику» стало невыгодным для клиента. Важным фактором является и работа с бенефициарами — проверка подлинности гарантии, особенно когда речь идет о коммерческом контракте, должна стать нормой.
Сегодня крупные российские банки создают автоматизированные системы, позволяющие даже тем, кто не является их клиентом, получить гарантии в кратчайшие сроки. У многих банков есть опыт выпуска электронных гарантий в пользу таможенных органов (такая возможность появилась в апреле 2017 г.). Надеемся, что в скором времени широкое распространение получит выпуск и налоговых гарантий в электронной форме. Уверена, что преимущества электронных гарантий оценят и государственные, и коммерческие структуры, а со временем количество «бумажных» гарантий и, как следствие, подделок, должно резко снизиться.
https://ekb.dk.ru/news/boytes-lzheposrednikov-kak-moshenniki-poddelyvayut-bankovskie-garantii-i-obmanyvayut-biznes-237128971
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.