- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Электронный вид идет не всем закупкам
Госкомпании хотят поговорить об этом с Минфином.
Госкомпании отреагировали на принятые Госдумой в конце декабря 2017 года правительственные поправки к закону об их закупках — и намерены добиваться от Минфина ослабления излишне жесткого регулирования. Среди наиболее конфликтных норм новой редакции закона о закупках госкомпаний — полностью электронные конкурентные закупки, обязательность проведения торгов и регламентирование коммерческой деятельности государственных АО. В крупнейших госкомпаниях отмечают, что ограничение их рыночных действий угрожает бизнесу.
О том, что крупнейшие госкомпании планируют направить в Минфин свои замечания к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» (223-ФЗ), сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на «источник, знакомый с ситуацией». Отметим, это обычная практика — первую версию поправок к закону о закупках госкомпаний Белый дом обсуждал с ними в 2016–2017 годах также непублично, а не устроившая госАО норма о принудительном переводе закупок у малого и среднего бизнеса по ФЗ-223 (около 3 трлн руб. из 30 трлн руб.) на контролируемые государством торговые площадки для госзаказа стала причиной молчаливой и никак формально не объясненной блокировки законопроекта в Госдуме с лета до конца декабря 2017 года, несмотря на президентское поручение принять его до 1 июля.
Общее число новых претензий госкомпаний к нынешней версии 223-ФЗ составляет «два-три десятка». Наиболее значимые из них — жалобы на то, что дочерние предприятия госкомпаний должны каждый раз при изменении положения о закупках материнской компании принимать решение о присоединении к нему (ранее новая версия положения распространялась на них автоматически). Как правило, это компетенция советов директоров и наблюдательных советов компаний, собрать которые оперативно (в течение 15 дней) «непросто». Также госкомпании не устраивает малое число оснований для проведения закрытых закупок. До сих пор компании могли закрывать информацию о закупках сами (записав это в положении), но с 1 июля для этого необходимо решение правительства или режим гостайны. ГосАО считают, что основанием для закрытия данных также является коммерческая тайна и реализация проектов в интересах зарубежных заказчиков — последние зачастую записывают в контрактах требования о конфиденциальности, и публикация информации в Единой информационной системе закупок чревата штрафными санкциями.
Не нравится госкомпаниям и то, что конкурентные закупки относятся по ФЗ-223 к торгам, а способы их проведения регламентированы. На торгах у заказчиков нет возможности отказаться от закупки или заключения договора — притом что госкомпаниям это часто нужно. Также госкомпании выступают за сохранение права на проведение части закупок в бумажной форме. Так, закон требует проведения запросов котировок и предложений только в электронной форме — но госкомпании просят вернуть бумажные процедуры для закупок на территории других государств (где нет электронных торговых площадок, а работа с российскими невозможна, так как нерезиденты РФ не могут получить ЭЦП). Еще одно оправдание для возврата бумажных процедур — отказ малых и средних компаний работать на электронных площадках.
Один из самых конфликтных вопросов — перевод под действие 223-ФЗ коммерческих закупок государственных компаний (ранее не регулировались законодательством о закупках — компании проводили их, руководствуясь нормами Гражданского кодекса). В компаниях ссылаются на длительность конкурентных закупочных процедур, тогда как бизнес требует срочного и качественного исполнения заказа. Требование закона «возможно рассматривать как вмешательство в хозяйственную деятельность юрлиц, что влияет на прибыль и конкурентоспособность»,— говорят в одной из госкомпаний. Те же опасения у госАО вызывает и узкий, исчерпывающий перечень закупок, при которых можно указывать товарные знаки, фирменные наименования и т. п.,— в таких случаях принудительная поддержка госкомпаниями конкуренции поставщиков конфликтует с необходимостью закупок конкретного оборудования для коммерческих проектов.
Замечания госкомпаний могут поступить в Минфин в течение двух недель. Отметим, что реакция будет зависеть от того, чего Белый дом обнаружит в них больше — желания сохранить непрозрачность закупок или реальных угроз государственному бизнесу. “Ъ” будет следить за развитием событий.
https://www.kommersant.ru/doc/3540048
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.