- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Генпрокуратура занялась закупками
Надзорное ведомство предлагает ужесточить контроль над закупочной деятельностью.
Генпрокуратура России считает необходимыми изменения в законодательстве для достижения четкого регулирования вопросов закупочной деятельности. Об этом говорилось на слушаниях в Совете федерации. Только за первые шесть месяцев текущего года надзорное ведомство выявило более 100 тыс. нарушений в этой сфере. В частности, органы прокуратуры считают необходимым при организации закупок учитывать сведения о нарушениях, допущенных претендентами на контракты ранее, а также установить более жесткий контроль над стадией приемки продукции, чтобы исключить возможность хищения бюджетных средств.
Четкое правовое регулирование закупочной деятельности — одно из основных условий исключения «возможности реализации своих корыстных целей недобросовестными лицами, участвующими в закупочных процедурах», сказал начальник правового управления Генпрокуратуры РФ Артур Завалунов, выступая на слушаниях в Совете федерации. По его словам, количество нарушений в этой сфере растет: если в 2018 году органы прокуратуры выявили около 150 тыс. таких случаев, то в первом полугодии 2019-го — уже более 100 тыс.
Для соблюдения законности в вопросах закупок, по мнению Генпрокуратуры, требуется решить сразу несколько задач. Первой из них господин Завалунов назвал разработку правовых механизмов, исключающих участие в закупочных процедурах недобросовестных заказчиков. Так, отметил представитель Генпрокуратуры, уже почти три года действует закон, который запрещает заключать государственные и муниципальные контракты с юридическими лицами, которые ранее привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
При этом правовых механизмов, обеспечивающих заказчику возможность получения информации о таких юридических лицах, отметил господин Завалунов, сегодня нет. Отсутствуют и нормы, обязывающие организаторов закупок использовать такую информацию при заключении госконтрактов.
В итоге прокуратура за 2017–2018 годы выявила около 100 случаев, когда контракты заключались с компаниями, ранее привлекавшимися к ответственности по ст. 19.28 КоАП.
Например, новосибирская облпрокуратура установила, что АО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» приняло участие в конкурсе на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках целевой федеральной программы. При этом АО предоставило документы о непривлечении к административной ответственности по вышеуказанной статье. Однако, как выяснилось, ранее мировой суд к такой ответственности АО все же привлекал. В результате завод получил контракт на 87 млн руб., и только вмешательство Генпрокуратуры привело к его расторжению.
Со следующего года, однако, предусмотрена обязательная регистрация таких юридических лиц в Едином реестре участников закупок. Однако это не решит проблему, если речь идет о закупках у единственного поставщика или в ходе закрытых процедур. Поэтому Генпрокуратура предлагает внести в законодательство дополнение, обязывающее размещать информацию о скомпрометированных компаниях в открытом доступе, а организаторов госзакупок — использовать эти сведения.
Кроме того, отметил Артур Завалунов, закон обязывает заказчиков проверять, не имеют ли судимости по экономическим и коррупционным делам руководители компаний, стремящихся участвовать в госзакупках, однако механизм такой проверки также отсутствует.
Господин Завалунов остановился и на проблеме экономного расходования бюджетных средств. Он отметил, что, когда речь идет о госзакупках, закон не предусматривает такого критерия, как экономность, хотя именно в этой сфере расходуется около трети всех бюджетных средств. В результате недобросовестные лица при закупках по завышенным ценам могут утверждать, что не нарушают закона и не причиняют ущерба. Поэтому надзорное ведомство предлагает дополнить закон нормой, обязывающей заказчика соблюдать принцип экономности.
Наконец, Генпрокуратура предложила ввести новые формы контроля над закупками. При наличии общего умысла на хищение бюджетных средств в ходе закупочной деятельности закон не предусматривает механизма выявления ФАС или иными госорганами нарушений на стадии приемки продукции. Это объясняется тем, что подобные нарушения выявляются, как правило, по жалобе одной из сторон, однако в случае сговора это исключается. Соответствующий механизм контроля также следует выработать, резюмировал представитель Генпрокуратуры.
https://www.kommersant.ru/doc/4135546
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.