- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Госзакупкам закон не писан?
Минфин обнародовал результаты мониторинга по госзакупкам, основанный на оценках Федерального казначейства.
Согласно данным ведомства, в прошлом году нарушения 44-ФЗ о государственных закупках обошлись стране в 153 млрд рублей, и это лишь то, что удалось зафиксировать органам контроля, пишет издание «Известия». В министерской пресс-службе пояснили, что в основном нарушения касаются необоснованного завышения или занижения цены госконтракта либо же неправильного способа ее определения.
В общей сложности подрядчики заключили с властями договоров на 6,8 трлн рублей. Сумму нарушений можно назвать условно невысокой – немногим выше 2%. Однако, сюда вошли лишь прямо допущенные злоупотребления со стороны госорганов. К примеру, необоснованные закупки, недостоверная отчетность, преднамеренный срыв договоров. Вместе с тем, реальный объем нарушений, куда больший, отмечает глава НАК Кирилл Кабанов. Антикоррупционщик указывает на те случаи, когда все законодательные процедуры формально соблюдаются, но на самом деле закупку проводят в интересах не государства, а конкретных персон. По оценкам Национального антикоррупционного комитета, в реальности скрытых нарушений в общем объеме госзаказов по 44-ФЗ содержится не менее 20%, что в денежном эквиваленте составляет приблизительно 1,3 трлн рублей. Федеральное казначейство придерживается похожей точки зрения, полагая, что в среднем переплата государства по закупкам находится на уровне 10–15%, рассказал источник в ведомстве.
Косвенные подтверждения тому содержатся в мониторинге Минфина, согласно которому 40% конкурсов (на сумму 3,4 трлн рублей), размещенных в ЕИС, так и не были завершены по причине отсутствия конкурентной среды. Отдельным образом, это касается случаев, когда в тендере участвовал всего один потенциальный подрядчик. Согласно российским законам, такую закупку могут признать не состоявшейся, если, конечно, заказчику не удастся обосновать необходимость подписания контракта с определенным исполнителем. Свыше 60% договоров (4,2 трлн рублей) заключены с единственным поставщиком.
Еще один фактор – массовые нарушения при отборе исполнителя. По результатам проверок ФАС, изучившей около 27 тыс. конкурсных процедур, стало известно, что 30% из них проводились с ограничением конкуренции, отмечается в минфиновском документе.
О несовершенной процедуре тендеров в кабмине говорили не раз. Так, например, замглавы Минфина Татьяна Нестеренко обращала внимание на то, что нужно создать четкие правила формирования государственных контрактов, прежде всего, их цен. Возглавляющий Счетную палату Алексей Кудрин ранее называл госзакупки одной из главных «болевых точек» России по части коррупции. Завышенная стоимость контрактов является результатом проблем формирования государственного заказа на всех стадиях без исключения.
Еще одной ключевой проблемой в данной сфере эксперты считают ограниченную конкуренцию. По словам специалиста РАНХиГС Сергея Белева действующее законодательство содержит уж очень много лазеек, с помощью которых рыночным игрокам ставят палки в колеса и мешают участвовать в конкурсе. К примеру, большое количество конкурсов объявляется в конце года, поэтому у потенциальных участников остается очень мало времени для подготовки. Помимо этого, нередко заявки на участие в тендерах подают аффилированные между собой организации, что лишь создает видимость противостояния конкурентов. На самом же деле, кто бы не выиграл конкурс, выгоду получит один и тот же бенефициар, поясняет Сергей Белев.
Минфин считает, что процедура закупок требует упрощения. Например, заказчики могли бы выбирать потенциальных исполнителей не только среди тех компаний, которые были допущены к участию в конкурсе, а среди всех организаций, специализирующихся на производстве конкретной продукции или предоставлении услуги. Так, полагают в ведомстве, можно было бы решить проблему с конкурсами, которые признают как несостоявшиеся.
По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, сделать систему государственных закупок более совершенной можно, лишь усилив конкуренцию за заказ. Для этого нужно по максимум обобщить требования к подрядчику, чтобы расширить список претендентов. Также, полагает эксперт РАНХиГС Сергей Белев, стоит отказаться от практики подписания договора с единственным исполнителем. Сделать это, считает он, можно было бы за счет ужесточения санкций за несоблюдение законов. К примеру, сейчас законодательство предписывает заказчикам проводить публикацию графика размещения закупок, которого затем нужно строго придерживаться, определять потребности в товарах и услугах, опираясь на нормативы. На самом же деле требования никто не соблюдает и ощутимой ответственности за это не несет, резюмирует эксперт.
https://newvz.ru/info/150212.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.