- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Как обмануть чиновника: Минфин спасает бизнес неконкурентными госзакупками
Как обмануть чиновника: Минфин спасает бизнес неконкурентными госзакупками
Опытные производители манипулируют госаппаратом при получении государственных заказов.
Министерство финансов РФ внесло в правительство проект постановления, разрешающий проводить закупки у единственного поставщика до конца текущего года. Информация об этом размещена на сайте ведомства. Между тем экономисты опасаются за эффективность распределения денег по той простой причине, что в госаппарате, отвечающем за подобные решения, зачастую не хватает компетентных кадров. А это значит, что сговор нередко получается не коррупционный, а невольный. Да и малого бизнеса новые предложения Минфина вряд ли коснутся.
В соответствии с министерской инициативой, неконкурентные закупки будут разрешены, если будут соблюдаться такие условия:
— осуществление конкретной закупки или закупки у конкретного единственного поставщика, определённых протоколом заседания правительства РФ, протоколами координационных и совещательных органов при главе кабмина, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях действия коронавирусной инфекции;
— закупки для федеральных государственных нужд у единственного поставщика, определённого поручением премьер-министра для исполнения решений Координационного совета при российском правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;
— закупки у единственного поставщика за счёт средств правительственных резервных фондов, исполнительных органов власти субъектов, а также муниципальных образований.
Государство имеет право устанавливать любые устраивающие его правила расходования бюджетных и других государственных средств, если они социально оправданны и общественно полезны. В чрезвычайной ситуации главное быстро и точно реализовать принятые властью решения по локализации кризиса.
Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике: Вот почему, полагает Владимир Гамза, предложения Минфина России об упрощении процедуры государственных закупок в целях реализации антикризисных мер «вполне разумны и оправданны.
Ещё в начале весны финансовое ведомство пошло на смягчение требований к госзакупкам, можно сказать, по коронавирусной причине. В своём письме Минфин писал, что заказчики имеют право производить закупку у единственного поставщика «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера непреодолимой силы». В том же документе отмечалось, что распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы.
Месяц назад Министерство финансов также предложило позволить менять цены и сроки государственных контрактов в той ситуации, когда стороны не способны выдержать сроки и условия исполнения договоров из-за эпидемии. Стоит отметить, что сразу после этой поправки объём бесконкурсных закупок едва ли не утроился.
Важная деталь (зачёркнуто)
Решение вывести часть закупок из-под конкурсной процедуры — оправданный шаг в условиях ограниченных сроков и адресности распределения средств, полагают опрошенные эксперты.
Наша национальная экономика замерла почти на два месяца, и с реализацией мер поддержки нет времени «на раскачку». В этом смысле, если деньги быстро поступят в пострадавшие секторы экономики, можно обеспечить импульс развития.
Это же касается и закупок для борьбы с коронавирусом — конкурсные процедуры замедлят наращивание необходимых медицинских ресурсов, о которых говорил президент Владимир Путин в своём недавнем послании.
Эти предложения нельзя рассматривать отдельно от контроля и ответственности за расходованием средств. Практика говорит о нехватке специалистов в госаппарате, которые предметно бы разбирались в вопросе", - сказал Иван Неволин, доцент экономического факультета ГАУГН и ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН.
В этом смысле эффективность распределения денег вызывает тревогу, отмечает Неволин.
Экономист из ЦЭМИ РАН приводит наглядный пример согласования цен при закупке у так называемого «единственного поставщика».
Классическая схема обмана проста как три копейки. Производитель представляет на согласование смету, из которой контролёр должен вычеркнуть часть затрат. Именно вычеркнуть, чтобы продемонстрировать свою работу.
Но поскольку, чиновник слабо разбирается в технике, технологии производства, вычеркнуть можно... важную деталь.
Таким образом, без всякого сговора в такой «игре» нет решения — проекты либо не реализуются, либо подменяются другими с худшими характеристиками.
Руки чешутся
В рамках проекта ОНФ «За честные закупки» за время его деятельности с сентября 2013 года были отменены госзакупки или устранены нарушения на 315 млрд рублей. Об этом рассказывал в интервью агентству «Интерфакс-Юг» депутат Госдумы и координатор этого проекта Антон Гетта.
По его словам, первой сферой, в которой были выявлены многочисленные сговоры на торгах, стала поставка продуктов питания. Больше всего антимонопольных дел (десятки) было возбуждено по этой теме. Всего по материалам проекта ФАС России возбудила 74 антимонопольных дела. Сумма штрафов участникам сговора превысила 408 млн рублей.
https://news.ru/economics/beg-na-meste-minfin-reshil-spasat-biznes-nekonkurentnymi-goszakupkami/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.