- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Концессии и государственные закупки: как разделять?
![](/images/pic130.png)
Федеральная антимонопольная служба РФ выступает с инициативой по внесению изменений в 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Поводом послужили дорогостоящие проекты, реализуемые по модели государственно-частного партнерства. Т94 обратился к мнению экспертов.
Вкратце об истории проблемы. Претензии ФАС вызвали два крупных строительных проекта, которые планировалось реализовать в Республике Башкортостан. Условия концессии в обоих случаях таковы, что фактически все расходы по реализации проектов несет государство, а цена вопроса исчисляется десятками миллиардов рублей. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в своем выступлении на заседании коллегии Министерства экономического развития России заявил о необходимости провести очень ясную и четкую черту между государственными закупками и концессиями. ФАС считает недопустимыми сделки, содержащие признаки нарушения конкуренции, а в некоторых случаях концессии фактически маскируют закупку у единственного поставщика. Кроме того, предлагается назначить минимальный порог участия в концессии для предпринимателей.
Проблема стоит довольно остро: на основе концессионных соглашений сейчас создается множество социальных и дорожных объектов с длительным сроком окупаемости. Это удобная форма государственно-частного партнерства, которое необходимо развивать в России.
Как пояснил Т94 Георгий Сухадольский, генеральный директор Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, в ходе госзакупки существует четкое разделение на заказчика и поставщика – первый платит деньги, второй – выполняет работу. Концессионное соглашение подразумевает, что затраты по выполнению проекта несут обе стороны.
"В случае госзакупки платит государство из бюджетных средств. В рамках концессионного соглашения инвестором должен быть концессионер, т.е. частная компания, – уточняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. – Свои расходы концессионер возмещает не из госбюджета, а используя в течение ограниченного времени на рыночных условиях тот объект, который он сам построил". При этом по общему правилу сам объект, как и в случае с госзаказом, с момента создания является собственностью государства, которое в рамках концессионного соглашения на строго определенный срок передает концессионеру право пользования. "Если концессионер конкурентоспособен, то за этот срок он должен "отбить" свои инвестиции, после чего объект переходит в пользование государства, и доходы от него получает госбюджет", – говорит эксперт.
Особую озабоченность позицией ФАС выражал Центр развития государственно-частного партнерства (Центр ГЧП), так как введение минимального порога участия частного капитала в концессионных проектах может существенно сократить число инвесторов. Сжатие рынка концессий в первую очередь невыгодно регионам.
По словам Георгия Сухадольского, в последнее время концессионные соглашения в регионах очень популярны – они позволяют более гибко подходить к выбору исполнителя работ, не руководствуясь при этом только ценовым критерием, как этого требует законодательство о госзакупках.
Здесь стоит отметить, что концессионные соглашения в настоящее время не подпадают под действие закона о контрактной системе и до сих пор могут заключаться на бумаге. Это еще одна сторона вопроса, подлежащая рассмотрению. До сих пор речь шла только об обеспечении прозрачности госзакупок.
Однако, если госзаказчик и исполнитель заключают соглашение, по которому затраты частного инвестора компенсируются из госбюджета, оно по своей сути не является концессией, хотя теоретически и может соответствовать широким формулировкам действующего Закона "О концессионных соглашениях", уточняет Дмитрий Казанцев.
"Я полностью согласен с позицией ФАС. Если по факту все расходы по реализации проекта в конечном итоге несет государство, это никак не может называться концессионным соглашением, – говорит Илия Димитров, генеральный директор Ассоциации электронных торговых площадок. – В таком случае компания, которая берется за этот проект, должна выбираться по результатам открытого конкурса. Если для того, чтобы в дальнейшем избежать подобных случаев, надо внести изменения в законодательство – давайте сделаем это. Думаю, что юристы ФАС обладают достаточной квалификацией, чтобы подготовить соответствующие поправки".
Если обратиться к истории, примером настоящих концессий можно считать практиковавшиеся во второй половине XIX века соглашения о железнодорожном строительстве и телефонизации Российской империи. По этим соглашениям русские предприниматели должны были за несколько лет обеспечить жителей железнодорожной сетью, а затем и телефонной связью. После этого несколько десятилетий плата за использование этих сетей поступала в их доход (хотя позже кабинет министров и закрепил за собой право тарифного регулирования). По истечении указанного в соглашении времени железные дороги и телефонные линии безвозмездно передавались в собственность империи.
ФАС и Минэкономразвития пришли к решению создать совместную рабочую группу, которая детально проанализирует вопросы разграничения концессий и госзакупок. В состав рабочей группы могут войти и власти Башкирии. Со стороны Минэкономразвития предлагается ввести в закон норму, предписывающую перед конкурсом по концессиям обязательно проводить анализ, нельзя ли это более выгодным способом сделать через госзакупки. Но эта норма тоже будет предполагать четкое разграничение двух понятий.
http://torg94.ru/stat/9132.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.