- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Концессии и государственные закупки: как разделять?
Федеральная антимонопольная служба РФ выступает с инициативой по внесению изменений в 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Поводом послужили дорогостоящие проекты, реализуемые по модели государственно-частного партнерства. Т94 обратился к мнению экспертов.
Вкратце об истории проблемы. Претензии ФАС вызвали два крупных строительных проекта, которые планировалось реализовать в Республике Башкортостан. Условия концессии в обоих случаях таковы, что фактически все расходы по реализации проектов несет государство, а цена вопроса исчисляется десятками миллиардов рублей. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в своем выступлении на заседании коллегии Министерства экономического развития России заявил о необходимости провести очень ясную и четкую черту между государственными закупками и концессиями. ФАС считает недопустимыми сделки, содержащие признаки нарушения конкуренции, а в некоторых случаях концессии фактически маскируют закупку у единственного поставщика. Кроме того, предлагается назначить минимальный порог участия в концессии для предпринимателей.
Проблема стоит довольно остро: на основе концессионных соглашений сейчас создается множество социальных и дорожных объектов с длительным сроком окупаемости. Это удобная форма государственно-частного партнерства, которое необходимо развивать в России.
Как пояснил Т94 Георгий Сухадольский, генеральный директор Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, в ходе госзакупки существует четкое разделение на заказчика и поставщика – первый платит деньги, второй – выполняет работу. Концессионное соглашение подразумевает, что затраты по выполнению проекта несут обе стороны.
"В случае госзакупки платит государство из бюджетных средств. В рамках концессионного соглашения инвестором должен быть концессионер, т.е. частная компания, – уточняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. – Свои расходы концессионер возмещает не из госбюджета, а используя в течение ограниченного времени на рыночных условиях тот объект, который он сам построил". При этом по общему правилу сам объект, как и в случае с госзаказом, с момента создания является собственностью государства, которое в рамках концессионного соглашения на строго определенный срок передает концессионеру право пользования. "Если концессионер конкурентоспособен, то за этот срок он должен "отбить" свои инвестиции, после чего объект переходит в пользование государства, и доходы от него получает госбюджет", – говорит эксперт.
Особую озабоченность позицией ФАС выражал Центр развития государственно-частного партнерства (Центр ГЧП), так как введение минимального порога участия частного капитала в концессионных проектах может существенно сократить число инвесторов. Сжатие рынка концессий в первую очередь невыгодно регионам.
По словам Георгия Сухадольского, в последнее время концессионные соглашения в регионах очень популярны – они позволяют более гибко подходить к выбору исполнителя работ, не руководствуясь при этом только ценовым критерием, как этого требует законодательство о госзакупках.
Здесь стоит отметить, что концессионные соглашения в настоящее время не подпадают под действие закона о контрактной системе и до сих пор могут заключаться на бумаге. Это еще одна сторона вопроса, подлежащая рассмотрению. До сих пор речь шла только об обеспечении прозрачности госзакупок.
Однако, если госзаказчик и исполнитель заключают соглашение, по которому затраты частного инвестора компенсируются из госбюджета, оно по своей сути не является концессией, хотя теоретически и может соответствовать широким формулировкам действующего Закона "О концессионных соглашениях", уточняет Дмитрий Казанцев.
"Я полностью согласен с позицией ФАС. Если по факту все расходы по реализации проекта в конечном итоге несет государство, это никак не может называться концессионным соглашением, – говорит Илия Димитров, генеральный директор Ассоциации электронных торговых площадок. – В таком случае компания, которая берется за этот проект, должна выбираться по результатам открытого конкурса. Если для того, чтобы в дальнейшем избежать подобных случаев, надо внести изменения в законодательство – давайте сделаем это. Думаю, что юристы ФАС обладают достаточной квалификацией, чтобы подготовить соответствующие поправки".
Если обратиться к истории, примером настоящих концессий можно считать практиковавшиеся во второй половине XIX века соглашения о железнодорожном строительстве и телефонизации Российской империи. По этим соглашениям русские предприниматели должны были за несколько лет обеспечить жителей железнодорожной сетью, а затем и телефонной связью. После этого несколько десятилетий плата за использование этих сетей поступала в их доход (хотя позже кабинет министров и закрепил за собой право тарифного регулирования). По истечении указанного в соглашении времени железные дороги и телефонные линии безвозмездно передавались в собственность империи.
ФАС и Минэкономразвития пришли к решению создать совместную рабочую группу, которая детально проанализирует вопросы разграничения концессий и госзакупок. В состав рабочей группы могут войти и власти Башкирии. Со стороны Минэкономразвития предлагается ввести в закон норму, предписывающую перед конкурсом по концессиям обязательно проводить анализ, нельзя ли это более выгодным способом сделать через госзакупки. Но эта норма тоже будет предполагать четкое разграничение двух понятий.
http://torg94.ru/stat/9132.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.