- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Корпорации не хотят закупаться у МСП
ФАС выявила факты сговора топ-менеджеров крупных компаний во время бюджетных закупок у малого бизнеса. Представителям Федеральной антимонопольной службы удалось обнаружить несколько десятков торгов с нарушениями. Их общая сумма составляет до 1 млрд рублей. Эксперты Torg94 заявляют, что подобные схемы не новость, однако статистики о том, как часто их используют, пока нет.
Крупные корпорации научились обходить закон о контрактной системе госзакупок (44-ФЗ). В соответствие с этим документом они обязаны отдавать 15% от общего числа закупок сектору малого бизнеса, однако топ-менеджмент компаний договаривается с крупными подрядчиками, а те регистрируют подставные юридические лица. Формально они являются малыми компаниями, однако поставки по их контрактам проводят крупные поставщики.
В ФАС заявляют, что такие случаи не носят массовый характер. В ведомстве пока не проводили целенаправленного исследования этих случаев. Сговоры были выявлены на торгах в сфере закупок лекарств, дорожного строительства, ремонта и обслуживания автодорог. Впервые подобные нарушения, по словам представителей ФАС, были обнаружены в конце декабря 2017 года.
В числе нарушителей оказалась компания "Русмедком". Она участвовала в тендерах по квотам для малого бизнеса в сфере фармацевтики через подставные юрлица. Представители ФАС обнаружили в компании множество электронных ключей, принадлежащих двум десяткам юрлиц, а также переписку с заказчиком. По мнению ФАС, это может свидетельствовать о том, что компания принимает участие в закупкам для малого бизнеса, хотя и не имеет на это право.
Между тем, по данным ФАС, по 223-му закону о закупках подобных нарушений не удалось обнаружить. Большинство госкомпаний и госзаказчиков закупаются у малого бизнеса именно по этому закону.
Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов заявил Torg94, что ФАС не открыл ничего нового.
"Еще полгода назад было известно об этих схемах. Это проблема не старая. Она следствие того, что вместо системной работы по развитию малого бизнеса власти ограничились кампанейщиной", – подчеркнул эксперт.
По его словам, необходимо принимать ряд мер по развитию малого бизнеса.
"Квоты на закупки надо ограничить производственным малым бизнесом, а не давать его всем малым предприятиям. Возможно, стоит после этого ограничить и размер самих квот. Однако, я убежден, что их должны получать только малые предприятия – конечные производители товаров и услуг. Иначе может получиться, что мы даем квоты для предприятий, которые сами не производят продукцию, а закупают ее, к примеру, из Китая. Зачем нам нужна такая поддержка малого бизнеса? " – сказал Алексей Ульянов.
"Производственный малый бизнес выпадает из контрактных цепочек. Он работает по специальным налоговым режимам – по упрощенке. Сразу же возникает проблема с входящим и исходящим НДС. Мы много раз поднимали этот вопрос, в том числе на форумах "Деловой России". Однако воз и ныне там. На практике получается, что режим упрощенки является комфортным только для торговых предприятий и тех, которые занимаются услугами. Для производственных предприятий этот режим означает исключение из процесса ", – рассказал эксперт.
В заключение он добавил, что малый бизнес страдает и от нарушений при закупках.
"По отчетам госкомпании формально выполняют все квоты на закупки у малого бизнеса. Однако в реальности миллиардные контракты отдаются непонятным, липовым конторам ", – констатировал Алексей Ульянов.
Генеральный директор "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин отметил, что заявления ФАС не подкреплены фактурой и статистикой.
"В ФАС заявляют, что выявлены случаи злоупотреблений при закупках по 44-ФЗ у малого бизнеса. Однако где конкретные примеры? По 223-ФЗ обратная ситуация, там официально ничего не было выявлено. Все эти заявления воспринимаются как предположения. Наверное, описанные схемы могут быть, отрицать их бессмысленно. Но проверять это должны правоохранительные органы. У меня нет данных, и о подобных случаях я не слышал. Но периодически появляется информация о возникающих коррупционных скандалах, связанных с закупками по 44-ФЗ. Правоохранительные органы периодически выявляют злоупотребления. Поэтому разные мошеннические схемы, связанные с закупками у малого бизнеса, могут иметь место", – сказал эксперт.
По словам руководителя аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгия Сухадольского, ряд сговоров между заказчиками и крупными поставщиками в рамках закупочных процедур, проходящих по 223-ФЗ, был выявлен несколько лет назад.
"Однако после того, как о них стало известно, проводилось много мероприятий, направленных против подобных схем. Поставщики начали регулярно представлять сведения о бенефициарах. После всего этого число таких сговоров в рамках 223-ФЗ уменьшилось. Что касается сговоров в рамках закупок, проходящих по 44-ФЗ, их количество, по данным ФАС, можно считать более чем тревожным. Так, ФАС заявляет, что только по эпизоду сговора госзаказчиков с крупным бизнесом с симуляцией закупок у МСП выявлено нарушений на сумму в 1 млрд рублей. Однако первичных материалов в открытых источниках на данный момент нет, и оценить детально масштабы проблемы не представляется возможным", – заключил эксперт.
Автор: Александр Столяров
http://torg94.ru/stat/10910.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.