Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Между двумя законами: Что это было?
21.04.17

44-ФЗ подталкивает унитарные предприятия к акционированию.

Государственные и муниципальные аптеки смогут снова производить закупки по 223-ФЗ. Проект соответствующих поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже получил поддержку Правительства РФ и одобрен в первом чтении Государственной Думой. Поправки должны быть приняты в ускоренном режиме до 1 июня 2017 г. Однако, процесс акционирования аптек, не желавших работать по 44-ФЗ, успел стартовать, а за аптеками пойдут и другие.

Напомним, что с 1 января 2017 г. все ГУПы и МУПы обязали осуществлять закупки по 44-ФЗ. Это решение вызвало недовольство в первую очередь государственных и муниципальных аптек. Их представители заявили, что новый порядок фактически лишает их возможности обеспечения необходимыми препаратами льготных категорий граждан. Процедура закупки лекарств по 44-ФЗ будет занимать не менее 40 дней, а если аукцион по каким-то причинам признают несостоявшимся, то еще дольше. Более того, аптеки не смогут предлагать широкий ассортимент лекарств и вынуждены будут ограничиться препаратами самой низкой ценовой категории.

Пример с аптеками – самый яркий. Затронуты интересы практически каждого гражданина, ведь лекарства требуются всем.  Однако, сложности могут начаться почти у любого унитарного предприятия. Об этом Т94 рассказали эксперты.

"Если большинство потребностей ГУПа сводится к закупке мебели и канцтоваров, а по итогам года нужно кроме зарплаты рассчитаться лишь за коммунальные услуги, то работа по 44-ФЗ не является проблемой, хотя, скорее всего, и потребует дополнительных усилий, – пояснил Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. – Но если унитарное предприятие закупает хотя бы автотранспортные средства, причем не только для передвижения руководства, а и для реальных производственных нужд, то абсолютно процедурный и не ориентированный на качество приобретаемой продукции 44-ФЗ может стать реальной проблемой. И чем сложнее приобретаемое оборудование, тем выше реальные же производственные, а подчас и экологические риски от замены закупок по 223-ФЗ правилами контрактной системы".

В ответ на новые требования, целый ряд государственных аптечных сетей решил акционироваться. По их мнению, это стало единственной возможностью выжить в новых условиях и избежать банкротства. "То, что многие унитарные предприятия начали оперативно акционироваться, является не просто ожидаемым следствием перевода их на 44-ФЗ, но и во многом той целью, ради которой такой перевод осуществлялся, – уверен Георгий Сухадольский, генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок". – Ведь не секрет, что существует не так много целевых ФГУПов, выполняющих стратегически важные задачи для страны. Для их деятельности наиболее правильным является использование имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Иными словами, унитарное предприятие не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Однако очень много предприятий по сути осуществляют обычную хозяйственную (коммерческую) деятельность, а значит могут быть эффективно приватизированы. К чему их "ненавязчиво" и подтолкнули".

"С точки зрения бизнеса и его эффективности формат унитарных предприятий не позволяет эффективно конкурировать с частными структурами. В итоге ГУПы проигрывают по ценам и ассортименту, не имеют возможностей зарабатывать дополнительные средства на продвижении, что делают практически все частные сети, и частенько существуют за счет разнообразных дотаций. И не потому, что не хотят что-то менять, а попросту сделать это крайне сложно", – продолжает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма". По его данным, в последние годы доля государственных аптек на фармрынке постоянно снижалась и по итогам 2016 г. составила около 9,8%. Конечно, тем из них, кто дождется принятия поправок и возвращения под действие 223-ФЗ, работать будет проще, чем по 44-ФЗ, однако в формате акционерного общества свободы и возможностей у организации еще больше.

"Относительно небольшие затраты на акционирование могут сулить большую выгоду и свободу распределения своих бюджетов", – уверен Ярослав Вахитов, руководитель компании МЭЛТОР.

"После акционирования орган государственной власти, который был учредителем данного предприятия, сохранит за собой возможность фактического контроля закупочной деятельности. Таким образом, добросовестный госорган может контролировать деятельность своего "дочернего" акционерного общества, не обременяя его при этом трудоемкими для исполнения и не всегда уместными в хозяйственной деятельности правилами контрактной системы", – говорит Дмитрий Казанцев.

Сложившаяся ситуация может привести к росту популярности изменения организационно-правовой формы унитарных предприятий без действительной смены учредителя, которым и после акционирования останется соответственно государство или муниципалитет.

http://torg94.ru/stat/9259.html


назад

Другие новости закупок