- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Минфин занялся выгодополучателями
В правительстве разработан еще один антикоррупционный проект
Министерство финансов разработало законопроект, согласно которому с января 2018 года участники закупок товаров, работ и услуг будут проходить проверку на аффилированность с заказчиком. Документ в ближайшее время будет вынесен на обсуждение правительства. В нем предлагается расширить понятие «выгодополучатель», чтобы выявлять «конфликт интересов» до того, как заказчик заключит контракт с аффилированной фирмой или физическим лицом.
Как стало известно “Ъ”, в Минфине разработан законопроект, снижающий возможность коррупционных сделок при заключении контрактов по госзакупкам. Для выявления чиновника, который заинтересован в заключении такого контракта, министерство предлагает использовать понятие «бенефициарный владелец», которое пока применяется для противодействия «отмыванию доходов».
Все допустимые сейчас закупочные процедуры предусмотрены законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В целях противодействия коррупции закон устанавливает запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. И чтобы этот запрет нельзя было обойти, Минфин предлагает расширить понятие «выгодоприобретатель».
О разработке законопроекта сообщил заместитель министра Алексей Лавров в официальном ответе партии «Яблоко», которая направила в министерство свои законодательные предложения. Их важность партия доказывала на основе фактов, которые выявил «яблочный» Центр антикоррупционной политики (ЦАП), проанализировав ряд контрактов, которые были заключены так, что в них прослеживался интерес конкретных чиновников. Чиновники, которые добиваются, чтобы контракт по закупкам получила конкретная фирма, и есть «выгодополучатели».
В пресс-службе Минфина “Ъ” подтвердили, что такой законопроект разработан и уже «прошел процедуру обязательного общественного обсуждения», а также согласован с Минтрудом и Федеральной антимонопольной службой. В министерстве считают, что норм закона «О контрактной системе…» недостаточно для выявления реального конфликта интересов между заказчиком, размещающим заявки на закупки, и фирмой, желающей получить контракт. Фирма не получит контракта, если в отношении нее выявится «конфликт интересов». Но выявить это можно, лишь зная выгодоприобретателя. А выгодоприобретателями считаются «физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или нескольких юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в его уставном капитале» (п. 9 ч. 1 ст. 31 закона «О контрактной системе…»).
В связи с этим Минфин предлагает «расширение термина “выгодоприобретатель” по аналогии с термином “бенефициарный владелец”», в соответствии со ст. 3 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Бенефициарным владельцем считается «физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».
Проверка участников закупок «на наличие (отсутствие) конфликта интересов с заказчиком» будет проводиться в обязательном порядке «во взаимодействии с единой информационной системой (ЕИС)», сообщает пресс-служба Минфина. В ведомстве уточнили, что соответствующий функционал этой системы будет доработан к 1 января 2020 года. Поэтому с 1 января 2018 года обязательную проверку участников закупок Минфин считает возможным доверить заказчикам. «В случае обнаружения заказчиком, что участник закупки не соответствует или предоставил недостоверную информацию о соответствии указанному требованию (отсутствие конфликта интересов.— “Ъ”), то заказчик обязан в любой момент до заключения контракта отстранить такого участника»,— уточнила пресс-служба.
Сейчас проект готовится «к внесению в правительство РФ», но сроки «внесения» не названы. Минэкономики уже предлагало весной 2016 года задействовать ЕИС для противодействия коррупционным сделкам при закупках, но до внесения законопроекта в Госдуму дело не дошло.
https://www.kommersant.ru/doc/3416361
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.