- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Мораторий на закупки иностранной мебели для госучреждений не работает
Вступивший в силу в декабре 2017 г. двухгодичный мораторий на госзакупки мебели иностранного производства пока не оправдывает надежд российских мебельщиков, об этом говорится в полученном Lesprom Network сообщении Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).
Если государственные учреждения действительно целиком переориентировались на продукцию отечественных производителей, то крупные компании с госучастием, естественные монополии, регулирующие организации и унитарные предприятия, наоборот, почти в четыре раза нарастили объемы валютных контрактов. Объем импорта увеличивается, а мебельные предприятия России наращивают производство медленнее, чем планировалось.
По данным Федеральной таможенной службы, в январе-октябре 2018 г. импорт мебели в Россию вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 15,9% до $1,57 млрд. При этом объем российского производства мебели растет медленно: на 3% до 370 млрд руб. ($6,4 млрд) в 2017 г. и, по предварительным оценкам, на 5% до 388 млрд руб. ($5,6 млрд) в 2018-м. Своего пика импортная продукция достигла в 2014 г. с 56,6% рынка, затем девальвация рубля привела к снижению до 48% к концу 2017го. В АМДПР считают, что при сохранении текущей динамики уже через два года импорт может вернуться в прежнем объеме.
Мебельная отрасль по-прежнему нуждается в действенных механизмах поддержки со стороны государства. Одним из них стало постановление №1072 от 5 сентября 2017 г., запрещающее государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства.
«Мы в ассоциации считаем, что инициатива правительства РФ стала очень своевременной и помогла российским мебельщикам укрепить свои позиции на внутреннем рынке, — отметил президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Александр Шестаков. — Реальное действие запрета закупок иностранной мебели, безусловно, есть. Мы видим это как по статистическим данным, так и по результатам работы конкретных предприятий. Например, «Первая мебельная фабрика» за год действия запрета сумела нарастить объем госконтрактов до 500 млн руб. от общего портфеля заказов, однако мы столкнулись с новой проблемой. На практике закон работает наполовину: госучреждения проводят закупки в рамках 44-ФЗ: соответственно, запрет в действующей формулировке распространяется только на них. Между тем, как выяснилось, большая часть рынка госзакупок мебели не подпадает под его действие».
Действующее законодательство в настоящее время допускает возможность участия иностранных производителей и поставщиков в процедурах госзакупок, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ. Этот закон регламентирует закупки организаций, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государству, естественных монополий, регулирующих организаций и унитарных предприятий, признанных государственно важными.
«Постановление №1072 регламентирует закупки только госучреждений, оставляя возможность крупнейшим государственным заказчикам — компаниям с госучастием и естественным монополиям — закупать мебель за рубежом», — уверены в АМДПР.
Госзакупки мебели по Федеральному закону 223-ФЗ — это значимая доля мебельного рынка, на них приходится более 10% его общего объема. В 2018 г. в рамках этих процедур была проведена 13881 закупка на общую сумму 40,5 млрд руб., причем около 30% (12 млрд руб.) всех заключенных контрактов подписаны в иностранной валюте. В 2017 г. на долю валютных контрактов в рамках госзакупок по 223-ФЗ пришлось лишь 8,48% от общего объема проведенных процедур, что составило 4 млрд руб. (общая закупка — 46,8 млрд руб.).
«На наш взгляд, это свидетельствует о том, что государственные заказчики, совершающие закупки в рамках 223-ФЗ, наращивают объемы сотрудничества с производителями и поставщиками импортной мебели, что, безусловно, противоречит курсу на импортозамещение, объявленному президентом России и проводимом правительством РФ», — комментирует генеральный директор компании «Гостендер» Александр Артошин.
По данным компании «Гостендер», несмотря на то, что объем госзакупок мебели в рамках 44-ФЗ с 2016-го по 2018 гг. вырос на 15% до 33,4 млрд руб., этот показатель почти на 20% ниже, чем в закупках по 223-ФЗ.
Между тем российские мебельщики уверены в том, что их продукция конкурентоспособна, а по многим параметрам даже превосходит импортные аналоги, однако инерцию поведения и предпочтений крупных заказчиков в одиночку им преодолеть сложно.
Выходом из этой ситуации может стать распространение действия постановления правительства РФ от 5 сентября 2017 г. №1072, которое запрещает государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства, на федеральный закон 223-ФЗ, считает Александр Шестаков.
«Это поможет развитию российской мебельной отрасли и вернет на отечественный рынок до 12 млрд руб., которые сегодня утекают в карманы зарубежным производителям, — поясняет президент АМДПР. — Тендеры, проведенные в рамках 223-ФЗ, имеют большую свободу, и основным ориентиром в данных закупках можно поставить качество, а не цену продукции. Несмотря на то, что ряд российских мебельных компаний выпускает высококачественную мебель, не уступающую импортным аналогам, многие предприятия с госучастием предпочитают закупаться за рубежом. Я считаю неправильным, что деньги налогоплательщиков идут на поддержку импортной отрасли, вместо того чтобы стимулировать развитие отечественной».
Исходя из полученных данных, АМДПР направило письмо в правительство РФ, с предложением распространить действие постановления на закупки компаний, госучастие которых превышает 50%. Также Ассоциация выступает с предложением пролонгации действия постановления правительства РФ №1072.
«Чтобы в мебельной отрасли в полной мере действовала программа импортозамещения, необходимо переориентировать государственных заказчиков в сторону отечественного производителя, — добавляет Александр Артошин. — И распространение действия постановления №1072 на сегмент госзакупок по 223-ФЗ — один из простейших и действенных методов».
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России — добровольная общественная некоммерческая организация, учреждена в 1997 г. с целью консолидации усилий по преодолению кризисных явлений в мебельно-деревообрабатывающей отрасли и созданию необходимых условий для ее успешной работы в рыночных условиях.
https://www.lesprom.com/ru/news/%D0%90%D0%9C%D0%94%D0%9F%D0%A0_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82_87557/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.