- Главная
- Новости
- Новости закупок
- На «карте честности» Московская и Брянская области выделяются недобросовестностью медицинских госзакупок
Журнал "Деньги" совместно с проектом "Антирутина" подготовил рейтинг добросовестности регионов РФ в сфере госзакупок на нужды здравоохранения и составил так называемую "карту честности". Анализировались госбюджеты за 2016 год, которыми распоряжались профильные региональные министерства и подчиненные им госструктуры и медучреждения. Эксперты "Антирутины" подсчитали, какие регионы почти не переплачивают за лекарства, инструменты и медицинскую технику, а какие покупают все это задорого.
Всего ведомства, курирующие в регионах здравоохранение, заключили в 2016 году 932 тыс. контрактов на 165 млрд руб
Переплата и завышенная цена в методологии "Антирутины" — это сравнение со средневзвешенной ценой измеримых контрактов за квартал. При этом сделки, попавшие в диапазон среднеквадратичного отклонения, считаются нормальными — без переплаты. Это означает, что полученные таким образом оценки — заведомо снизу, сравнение с минимальной ценой дало бы большие или даже значительно большие значения.
За 2016 год регионы переплатили в среднем 40% за все медицинские государственные закупки, или 65,5 млрд руб. Выявлено 28 тыс. подозрительных сделок, но не все они непременно коррупционные: перерасход может объясняться колебанием курса рубля (при закупке импортных лекарств, материалов и техники) и просто разгильдяйством и головотяпством. Всего ведомства, курирующие в регионах здравоохранение, заключили в 2016 году 932 тыс. контрактов на 165 млрд руб. Это 33,5% от общей суммы (более 3 млн сделок на 477,3 млрд руб., совершенных за минувший год через сайт zakupki.gov.ru по N44 ФЗ).
Упомянутые 65 млрд руб.— самый большой в денежном выражении перерасход среди всех групп товаров, продающихся в системе госзакупок (за исключением строительства и ЖКХ, которые стоят особняком, так как сложно поддаются анализу). При этом собственно за лекарства было переплачено 23,8 млрд руб. (или 29% от суммы сделок в этой товарной группе), а за медицинские приборы и принадлежности — 41,7 млрд руб. (или 51%). Доля подозрительных, то есть с превышением, сделок составляет около трети всех контрактов на здравоохранение. Переплата от региона к региону разнится. Часть госконтрактов не поддается анализу, поскольку заказчик, например, запрашивает товар в неизмеримых величинах (парацетамол, шприцы и перчатки — одна условная единица).
Подчеркнем: приведенные расчеты неокончательные, так как "Антирутина" проанализировала не все, а около 60% медицинских сделок. В анализ также не включены контракты, заключенные по N233 ФЗ, которым могут пользоваться бюджетные медучреждения, имеющие право на самостоятельные госзакупки из своих заработков.
Если считать в деньгах, то есть в абсолютных цифрах, то в 2016 году безоговорочным лидером по переплате оказалась Москва. Столица, как следует из анализа "Антирутины", перерасходовала 24,18 млрд руб. из 74,13 млрд руб., потраченных за минувший год на 14,5 тыс. контрактов в системе госзакупок.
На второе место по сумме переплат вышла — также предсказуемо — Московская область: всего за прошлый год она заключила 3,7 тыс. контрактов на 18,3 млрд руб., из них "лишними" оказались 1,3 млрд руб. Последнюю 11-ю строчку в группе регионов с самой высокой переплатой из регионов ЦФО заняла Белгородская область: общая сумма контрактов – 4,12 млрд, суммарная переплата – 350 млн . А вот Ивановская область оказалась в группе регионов с самой низкой переплатой: общая сумма контрактов – 356 млн, суммарная переплата – 12 млн .
Если измерять в процентах, в доле, которую сумма переплаты составляет в затратах региона на медицинские госзакупки, то картина будет несколько иной. Список самых расточительных регионов при таком подсчете также выглядит иным: первой идет Чувашия, где переплата составляет 73% от затрат на здравоохранение по госконтрактам (207 млн руб.). Далее плотно следуют Брянская область — 63% из 212 млн руб..
У подавляющего числа регионов переплата колеблется в пределах 10-30% от бюджета на госзакупки, цифры выше 40% единичны, а еще больше переплачивать за одни и те же лекарства и медтехнику позволяют себе только избранные. Тульская и Ярославская область попали в группу регионов с самой низкой переплатой, у них она составляет 8%.
Здравоохранение — одна из самых коррумпированных отраслей в РФ
Кроме того, эксперты "Антирутины" подготовили и рейтинг добросовестности регионов по госзакупкам в сфере здравоохранения.
В его основу лег интегральный показатель, куда входит не только расчет того, насколько цена в сделках превышает средневзвешенные цены товаров в Единой информационной системе (ЕИС). Учитывались также типичность единицы измерения, измеримость позиции, то есть возможность надежно идентифицировать объект закупки и возможность измерить цену товара в госзакупке (а она есть далеко не всегда). Бывает, что лекарство закупается просто "в упаковках", без указания, например, концентрации лечебного вещества, количества ампул, таблеток, веса или объема, что также указывает на вероятность коррупционной сделки. Все три упомянутых параметра свидетельствуют о добросовестности или недобросовестности региона при госзакупках.
Измеримость — возможность идентифицировать позицию контракта, включая, например, такие случаи, когда невозможно рассчитать цену единицы товара или товар измеряется в условных единицах. Неизмеримость может быть следствием халатности, непрофессионализма или намеренных действий по запутыванию участников госзакупок. Определить причину и предъявить обвинение в коррупции автоматически в методологии "Антирутины" невозможно. Функционал и алгоритмы системы "Антирутина" не позволяют делать выводы о коррупционности контрактов, в каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно. По итогам 2016 года первые три места по добросовестности с 8,7 балла из десяти возможных заняли три региона: Калининградская, Вологодская области и Хакасия. В первую часть рейтинга добросовестных заказчиков вошли 37 регионов, у них почти 100% закупок лекарств измеримы, да и превышений по ценам нет. То есть можно уверенно говорить о прозрачности процесса.
Еще 42 региона находятся в середине списка. Тут уже часто встречаются попытки скрыть, что и почем закупается. В конце рейтинга те, кто скрывает почти все, или перерасход превышает даже очень смелые предположения.
Самым недобросовестным регионом оказалась Новгородская область с 0,5 балла (перерасход — 18% из 438 млн руб. медицинских госконтрактов).
Рейтинг подтверждает, что здравоохранение — одна из самых коррумпированных отраслей в РФ. Поживиться есть с чего: с 2006 года консолидированный госбюджет на здравоохранение вырос в 4,2 раза — с 690 млрд руб. до 2,8 трлн руб. в 2016 году (правда, рубль только вследствие официальной инфляции за эти десять лет обесценился в пять раз). Страну регулярно сотрясали скандалы с переплатой по госзакупкам медоборудования и лекарств (правда, без особых последствий). Федеральная антимонопольная служба обнаружила за 2015 год признаки картельных сговоров в ходе свыше 2 тыс. аукционов на госзакупках медпрепаратов и техники с превышением стартовых цен на 3 млрд руб. Прозрачные торги позволяют снизить стартовую закупочную цену на 10-30%.
http://www.eizh.ru/articles/analitika/na-karte-chestnosti-moskovskaya-i-bryanskaya-oblasti-vydelyayutsya-nedobrosovestnostyu-meditsinskikh/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.