- Главная
- Новости
- Новости закупок
- «На всех лекарств не хватит»: чем грозят нововведения в закон о госзакупках
Не успели государственные и муниципальные аптечные сети «выдохнуть» после работы по закону о госзакупках, как над ними нависла новая угроза. Президент Владимир Путин подписал федеральный закон № 505-ФЗ, который вносит изменения в 223 федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Эти поправки серьезным образом меняют закупочные процедуры для госпредприятий и предприятий муниципальной формы собственности.
Часть нововведений уже вступили в силу, остальные отложены до 1 июля. Для государственных и муниципальных аптечных сетей изменения станут особенно тяжелыми: фактически закупать лекарственные препараты будет необходимо по международным непатентованным наименованиям, а не по торговым, как это происходит сейчас. О том, что это означает для государственных и муниципальных предприятий и как скажется на покупателях — в нашем материале.
Новое в сфере закупок
Как отмечают эксперты, вступившие в силу нормы нового закона особенно критичны для предприятий фармацевтического сектора. Например, теперь региональные власти могут утверждать типовые положения (документ, регламентирующий закупочную деятельность предприятия) для государственных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Вне зависимости от специфики деятельности, будет разработана универсальная форма положения, которая вряд ли сможет учесть все нюансы работы определенной отрасли.
Другими словами, для ремонта дорог и фармацевтической отраслей закупки будут осуществлять одинаковым образом. Вопросы могут возникнуть по срокам закупок, возможности приобретения товара у единственного поставщика и др. Когда организация самостоятельно разрабатывает положение, она учитывает все эти моменты.
О насущном
Но самые неприятные изменения закона о госзакупках касаются именно государственных и муниципальных аптечных сетей. Теперь при описании предмета закупки нельзя использовать торговые наименования препаратов, товарные марки, указывать страну-производителя.
«Получается, что индивидуализировать конкретный объект в закупочной документации нельзя. В тексте есть формулировка о том, что если иным образом обеспечить более точное и четкое описание характеристик предмета закупки не получается, то можно использовать упоминание о товарном знаке, но при этом мы обязаны использовать слова «или эквивалент». А его наличие нивелирует всё вышесказанное — в качестве эквивалента могут выступать любые торговые наименования в рамках международных непатентованных названий. Мы должны будем формировать ассортимент, исходя не из потребительского спроса, а из того, что привезет поставщик, — отметила генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки» Алёна Попова.
Новые правила вынуждают государственные аптеки существовать в неравных условиях конкуренции с частными : они могут закупать всё, что угодно, а государственным придется мириться с жесткими ограничениями и ориентироваться на более дешевый товар, так как главным критерием отбора в сфере госзакупок является цена.
Для многих государственная или муниципальная аптека в крохотном населенном пункте — единственная возможность купить лекарства.
Как уточнила Алёна Попова, изменения приведут к тому, что ассортимент лекарственных средств в государственных и муниципальных аптечных сетях снизится на 40 % и более. Например, у «Губернских аптек» 260 структурных подразделений, большое число из них расположены в деревнях, где эти аптечные пункты и киоски являются планово-убыточными. Они работают за счет прибыльных точек в Красноярске. Если город не сможет зарабатывать, то не ясно, на какие средства содержать эти структуры. Сельские аптеки будут закрываться, а местные жители — страдать из-за нехватки лекарств и невозможности купить их в частных сетях.
Форма собственности как спасение
К сожалению, смена формы собственности не панацея в сложившейся ситуации. По крайней мере, не для всех.
«Действие закона распространяется и на акционерные общества со стопроцентной долей государства, именно таким акционерным обществом мы станем. Ситуация один в один похожа на ту, которую мы пережили в 2017 году. Как вы помните, в начале прошлого года государственные и муниципальные предприятия были включены в сферу действия закона о контрактной системе закупок и были вынуждены закупать лекарственные препараты по международным непатентованным наименованиям. Работа в новых условиях показала, что ассортимент лекарственных препаратов стремительно сокращается, а государственные структуры балансируют на грани выживания», — отметила генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки» Алёна Попова и добавила, что если до 1 июля законодатели не изменят новые нормы, российские регионы ждет волна банкротств государственных и муниципальных фармацевтических предприятий.
Реакция местных властей
Краевые депутаты также указали на недостатки федерального закона о закупках.
«К сожалению, вынужден признать, что очередные изменения в федеральном законодательстве ставят муниципальные и государственные предприятия в крайне тяжелые условия. Сейчас „Губернские аптеки“ оказываются в ситуации, когда не могут закупать современные и необходимые препараты. Например, есть » Аспирин« — продукт отечественного производства, а есть тоже «Аспирин», но с добавлением витамина С по цене выше отечественного. Но теперь по новому закону права выбора у аптек не будет, а потому и возможности представить покупателю широкий ассортиментный ряд«, — прокомментировал депутат Законодательного собрания Красноярского края Илья Зайцев.
По словам парламентария, сейчас «Губернские аптеки» не просят денег из бюджета и сами покрывают убытки пунктов в малонаселенных городах за счет прибыли в крупных центрах. Если закон будет применяться, это может повлечь дополнительные траты из бюджета.
ГПКК «Губернские аптеки»
О нововведениях высказался и депутат Законодательного Собрания Красноярского края Александр Глисков: «Мы относимся к „Губернским аптекам“ как к стратегическому предприятию, потому что благодаря этому предприятию во многих отдаленных городах и селах, где частный собственник не в состоянии организовать доставку лекарств, мы эту проблему решаем. Зачастую в конкурсах на поставку лекарств льготникам заявляется единственный участник — „Губернские аптеки“, потому что больше желающих нет. Сейчас нужно депутатам всех уровней, в том числе и Госдумы, включаться в решение проблемы и выходить с предложением корректировки федерального закона, иначе мы получим нежелательный результат с поставками лекарств».
Время до вступления в силу новых норм еще есть. Вопрос в том, готовы ли власти услышать крупнейших игроков фармацевтического рынка и пересмотреть пункты документа, которые будут ущемлять права не только продавцов лекарств, но и потребителей — молодых мам, пенсионеров, и тружеников сел и деревень края.
http://newslab.ru/article/817001
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.