- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Не нравится- плати: за жалобы на госторги участникам придется платить госпошлину
Согласно новым поправкам к закону о контрактной системе, которые сейчас рассматриваются в Государственной Думе РФ, к жалобе на процедуру торгов должен будет прилагаться документ об уплате госпошлины. Суммы пока не определены.
Сейчас участники госзакупок, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе "бесплатно" подать жалобу при нарушении их прав и законных интересов во время проведения госторгов. Жалобы поступают в контрольный орган в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка. Это могут быть Федеральная антимонопольная служба РФ, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов России или органы местного самоуправления.
По мнению разработчиков проекта, целью подачи жалобы часто бывает затягивание процедуры закупки и сроков заключения контракта. Растет и количество так называемых "профессиональных жалобщиков", которые преследуют исключительно цели получения незаконной выгоды. При этом они фактически не участвуют в закупках, то есть изначально не подают заявки.
Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, подтвердил печальную тенденцию: "В течение последних двух-трех лет участились случаи подачи электронных жалоб, которые имеют типовые формы и служат лишь для затягивания процедур. Если госпошлина будет введена, то наверняка повысится уровень юридической проработки обращений. А уменьшение шквала жалоб приведет к повышению качества их рассмотрения".
В пояснительной записке к документу отмечено, что сейчас неограниченный доступ к системе обжалования приводит к нарушению прав третьих лиц. В свою очередь заказчик и победитель закупочной процедуры часто несут существенные убытки из-за задержки исполнения контракта. Если же установить пошлину на жалобу, то удастся избежать подобных случаев и злоупотреблений на торгах.
Оправдаются ли эти ожидания, станет понятнее, когда определятся размеры госпошлин, считают эксперты Т94. Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), рассказал, что в прошлом году количество жалоб на госзакупки выросло на 40%. "Поставщики все активнее используют этот способ для защиты своих интересов, - комментирует он. – Главный вопрос, каким будет размер госпошлины. Ведь даже небольшая плата снизит не только число необоснованных жалоб, но и обоснованных. С другой стороны, на активность поставщиков, регулярно работающих с закупками, это не должно сильно повлиять".
В Министерстве экономического развития РФ уточняют: в последние время заказчики стали чаще говорить о случаях подачи необоснованных жалоб в контрольные органы. По мнению представителей министерства, такие жалобы могут носить в том числе "заказной" характер: "В ряде случаев соответствующие факты обусловлены недобросовестной конкуренцией на рынке, попыткой оказать давление на заказчиков. Эта проблема связана с тем, что законодательство о контрактной системе предусматривает широкие возможности для общественного контроля. При этом недобросовестные лица могут злоупотреблять правами общественных контролеров. Вопрос о введении госпошлины поднимался уже неоднократно, в том числе в рамках ранее действовавшего законодательства о размещении заказов. Минэкономразвития РФ готово прорабатывать инициативы, направленные на совершенствование механизмов обжалования закупок".
Анастасия Муталенко, руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки", высказывает резонные сомнения: "Мы видим, как тысячи людей на безвозмездной основе по всей стране мониторят торговые процедуры, и брать деньги за неравнодушие – значит остановить развитие гражданского общества в России". Однако, принципиальной позицией министерства является сохранение широких возможностей для общественного контроля государственных закупок, который показывает себя более эффективным, чем государственный.
Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) полагают, что законодательное установление госпошлины все-таки позволит снизить число заведомо необоснованных жалоб. Законопроект, по их мнению, стоит дополнить положением о том, что заявитель освобождается от расходов по оплате госпошлины в случае признания его жалобы обоснованной. Подобная схема работает с распределением судебных расходов в гражданском судопроизводстве. "Размер госпошлины можно установить в фиксированном размере - например, не более 3 тыс. руб. за одну жалобу", - говорят в НАИЗ.
Николай Баранов предлагает утвердить минимальный размер госпошлины за подачу жалобы в размере 1 тыс. руб., а максимальный – 3 тыс. руб. По словам же Анастасии Муталенко, и речи не может идти о размере госпошлины. "Справиться со злоупотреблениями инициатива не поможет, так как для коммерческих структур, организующих рейдерские атаки на госконтракты, стоимость оформления заявления не будет являться ограничивающим фактором, а только поднимет их ценник. Препятствовать подобным схемам необходимо в области информационных технологий за счет большого архива данных. В том числе проводить расследования по заявлению заказчиков либо участников. Для этого есть все необходимые законодательные акты", - заключает эксперт.
Аналитики НАИЗ поделись с Т94 следующими данными. За 9 месяцев 2016 г. Счетная палата РФ зафиксировала почти 44 % обоснованных жалоб в ФАС, годом ранее этот показатель был меньше – 31%. Несмотря на позитивную динамику, большая часть подаваемых жалоб в контрольные органы признается необоснованной.
У законодателей есть причины считать, что инициатива позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, снизить издержки всех участников контрактной системы, стимулировать добросовестную конкуренцию. Однако, совершенствование принципов общественного контроля в сфере закупок может оказаться гораздо эффективнее.
http://torg94.ru/stat/8730.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.