- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Площадка в законе: нововведения в регулируемых закупках ударят по рынку ЭТП
Работа электронных торговых площадок (ЭТП), несомненно, во многом зависит от будущих поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако, повысить эффективность регулируемых закупок с помощью ЭТП можно также за счет совершенствования и внедрения новых сервисов. Об этом рассказали эксперты на IV ежегодной конференции "ЭТП в России – 2017".
С каждым годом сфера электронных торгов расширяется, речь не только о закупках, но и продажах. Государство при этом не медлит с регулированием. Однако даже там, где еще нет госрегулирования и не введена обязательная электронная форма проведения торгов, заказчики самостоятельно проявляют инициативу и переводят свои закупки в электронный вид. Конкуренция между ЭТП растет. Чтобы стать лидером не только в определенном сегменте, но и добиться звания универсального оператора, электронная торговая площадка должна предоставлять определенный набор сервисов.
Опытом и достижениями универсального оператора поделилась с Т94 Дарья Матвеева, руководитель сектора по развитию сервисов и проектов электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ". По ее словам, за счет сервисов площадка может быть полезна и встраиваться в закупочную деятельность заказчика, повышая ее эффективность.
В первую очередь на площадке должен полностью обеспечиваться электронный документооборот. Также оператор должен гарантировать своим клиентам безопасность информации и защиту персональных данных. Пока этому уделяют большее внимание операторы, работающие в сфере госзаказа, но, по мнению Матвеевой, безопасность должна распространяться на все нормативные регулируемые сферы торгов.
Кроме этого, операторы должны озаботиться клиентской поддержкой. Например,предоставляя простой и понятный функционал площадки для проведения торгов, благодаря которому можно будет достичь эффективного результата от закупки и продаж. И еще один сервис, которым должны обладать все универсальные операторы, связан с возможностью интеграции площадкив закупочный процесс заказчика.
"У большинства клиентов есть уже своя отработанная информационная система для закупок. Площадке нужно просто и незаметно встроиться в нее и по возможности дополнить своими новыми эффективными сервисами. Кроме этого, у площадки должна быть интеграция с официальными сайтами закупок. Это особенно актуально сейчас, когда регулятор передает заказчик много обязанностей по наполнению Единой информационной системы (ЕИС). Площадка как раз может помочь и облегчить участь заказчика за счет интеграции с этим ресурсом, передавая информацию с системы заказчика на официальный сайт.
Подобная схема действует с автоматическим переносом информации с площадки на сайт заказчика, что позволяет снять с его сотрудников рутинную работу и повысить информационную составляющую закупок, - комментирует Матвеева. – Площадка – это некий технологический инструмент. Оператор должен быть готов предоставить заказчику максимальный набор инструментов для работы в электронной форме. Речь не только о проведении процедуры торгов и подачи заявки, но и реестре договоров, и самой возможности заключения договоров в электронной форме, а также формировании отчетности по итогам проведенных процедур для последующегоих анализа".
Матвеева считает, что необходимо максимально сократить документооборот и реализовать простую и понятную визуализацию поиска торгов, карточек объекта закупки, профиля заказчика и портфолио участника, чтобы на основе этих данных и итогов процедурможно было строить рейтинги.
В свою очередь Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", считает, что нельзя построить хорошую аналитическую отчетность по данным одной площадки. По его словам, выборка данных не будет репрезентативна, она недостаточна, например, чтобы понять, что происходит с ценой на торгах. Информация, по мнению эксперта, должна быть консолидирована и из одного места предоставляется в виде трендов, либо другой аналитики, по примеру биржи.
Ориентируясь на привлечение клиентов из числа заказчиков, операторы не должны забывать и об участниках. Отличным сервисом для них могло бы стать электронное хранилище документов на площадке. Тогда бы им не пришлось к каждой новой заявке на участие в торгах собирать и прикладывать заново полный пакет документов, он бы прикреплялся автоматически. По умолчанию на площадке должны работать финансовые инструменты, среди них –сервис кредитных заявок и получение банковской гарантии. Хорошо, если по итогам закупки участнику предоставляется отчетность о торгах. На некоторых площадках уже работает аукционный робот, который торгуется по цене вместо участника. В случае, если участник передумал и решил торговаться сам, "помощника" можно легко отключить.
Евгений Эллинский, генеральный директор "Национальной электронной площадки", напомнил, что в начале года работа ЕИС оставляла желать лучшего, в первую очередь из-за расширения функционала системы и усиления к ней требований регулятора. По его словам, сейчас важно пересмотреть функционал официального сайта и определится какие функции оставить за ЕИС, а какие передать в ведение площадок и региональных систем. В противном случае, постоянная нагрузка на сайт может привести к нестабильной работе системы и нанести вред структуре госзаказа.
К числу перспективных сервисов Эллинский отнес возможность единой аккредитации на электронных торговых площадках, чтоб не надо было ее проходить вновь на каждой из них. Министерство экономического развития РФ поддерживает в этом вопросе экспертное сообщество и, скорее всего, в ближайшее время аккредитация будет единая, с автоматической передачей данных в ЕИС. "Это разгрузит работу системы. К тому же министерство намерено отменить предварительный казначейский контроль, поскольку он стал непассивной ношей и большой нагрузкой на систему", - подчеркнул Эллинский.
Более подробно о реформах законодательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также их влиянии на рынок ЭТП рассказал Дмитрий Сытин: "Сейчас в Государственной Думе РФ во втором чтении находятся проекты, которые проходят незначительную корректировку и будут совсем скоро приняты. Что касается 44-ФЗ, то здесь запланирован отбор площадок, которые государство рассматривает как элемент инфраструктуры для проведения своих закупок. Речи о рынке ЭТП здесь быть не может. Государство проведет отбор, и в списке будут те площадки, на которых удобнее всего проводить госзакупки. Помимо этого, первичная регистрация поставщиков будет проводиться в ЕИС, а не на площадках. Это единообразная процедура, информация о поставщиках на площадки будет попадать уже из ЕИС. Следующее новшество – перевод работы с обеспечением на спецсчета в банки из государственного перечня. Все обеспечение будет на этих счетах, а не на площадках. Потребуется выстроить сложную систему взаимодействия большого количества площадок и банков, чтобы эта система эффективно работала".
Также по 44-ФЗ предлагается отменить обеспечение для процедур до 5 млн руб., а это примерно около 80% торгов, подсчитал Сытин. Предполагается тарификация, но сама такая возможность и размеры тарифов будут определяться Правительством РФ. И еще одно нововведение – запуск каталога товаров, работ и услуг. "Это движение в сторону детализации информации до позиций каталога. Сейчас государство разрабатывает каталог предметов закупки, а списка товаров, работа и услуг нет", - пояснил Сытин.
Что касается 223-ФЗ, то здесь также грядут изменения, которые, однако, в большей степени коснутся субъектов малого и среднего бизнеса. Отбора ЭТП в рамках этого закона не предвидится. Будет перевод закупок у малого и среднего предпринимательства на отобранные по 44-ФЗ площадки. Этот блок закупочных процедур полностью уйдет из-под действия 223-ФЗ. Порядок работы с обеспечением определяет заказчик, кроме процедур для субъектов МСП.
"После принятия этих законов субъекты МСП начинают жить по правилам 44-ФЗ. Для госзакупок ЭТП становится только функционалом для проведения процедур и заключения договоров, все остальные функции будут в ЕИС, включая работу с поставщиками. Начнется концентрация процедур и поставщиков на отобранных ЭТП", - прогнозирует Сытин. По его словам, рынок финансовых сервисов кратно уменьшится, потому что основной рынок для тендерного кредитования – это прежде всего субъекты 44-ФЗ, а если не обязательным будет кредитование до 5 млн. руб., то и клиентов не будет. Непонятной остается и доходная часть по госзакупкам для площадок, так как уходит возможное взимание депозитного дохода и тарифов только по решению правительства. Ценность поставщика для конкретной площадки уменьшается, потому что все площадки будут иметь всю базу поставщиков из ЕИС. Из положительного Сытин отметил введение тарифов, связанных с торгами, так как площадки смогут брать плату за существующие услуги и развивать новые.
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня ЭТП без сервисов неинтересны для рынка, зато они могут обслуживать полный цикл закупок. Площадка должна максимально упрощать работу заказчика, в том числе взаимодействовать с поставщиками и участвовать в исполнении договоров. Сейчас на рынке сложилась потребность в централизованных функциях:одна из них – аккредитация, а другая – единый каталог товаров, работ и услуг. Очередные поправки в законодательство касаются больше вопросов, связанных с упрощением госзакупок, а не развитием рынка в целом.
http://torg94.ru/stat/8876.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.