- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Подмена понятий: Аванс - это не кредит
Если в контракте прописано иное, страдает подрядчик.
В контракте может быть указано, что аванс является коммерческим кредитом. Это не противоречит 44-ФЗ и Гражданскому кодексу РФ, сообщается в недавнем Письме N Д28и-1347 Министерства экономического развития РФ. Однако, эксперты Т94 не согласны с этим условием, считая абсурдным уравнивание двух абсолютно разных способов платежа.
Рекомендации министерства применимы и к закупкам, осуществляемым путем проведения электронного аукциона или другими способами. То есть, условие о том, что аванс является коммерческим кредитом, можно включить в любой контракт, заключенный по 44-ФЗ.
Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК- Торг", пояснил в комментарии Т94, разницу между авансом и коммерческим кредитом. "В случае коммерческого кредита кредитор может истребовать с кредитуемого денежные средства за пользование кредитом, хотя по гражданскому кодексу аванс является одной из разновидностей коммерческого кредита. Аванс нельзя считать коммерческим кредитом, потому что это условие оплаты. Обычно аванс используется либо для подтверждения серьезности намерений заказчика, либо для финансирования поставщиком приобретения товара, работ или услуг, необходимых для выполнения договора. Чаще всего он является инструментом финансирования поставщика для выполнения какой-то части контракта. Если же в контракте прописывается, что аванс является коммерческим кредитом, то только при согласии обеих сторон. После внесения изменений в ГК РФ в договорах как раз стала появляться оговорка, что аванс не является коммерческим кредитом. Аванс, например, может стать кредитом при определенных условиях использования выданных денежных средств. Например, если поставщик не выполняет свои условия по контракту, то он будет обязан вернуть аванс с процентами за его использование. Таким образом, на поставщика будут возложены обязательства: он не сможет прокручивать деньги, выданные в виде аванса, а потом расторгнуть договор. Ведь в случае невыполнения условий, как минимум, поставщик будет обязан компенсировать потерянный заказчиком банковский процент от размещения денежных средств на депозите", - говорит эксперт.
Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок, заметил, что аванс нельзя считать коммерческим кредитом, но зачастую происходит подмена понятий. "Если выдаются деньги по кредиту, то подразумеваются конкретные условия оплаты, плательщик будет нести определенные обязательства. За кредит всегда начисляется процент. Кредитор не просто должен будет вернуть деньги, но и отдать процент. Тогда как за авансирование работы никаких процентов нет", - поясняет Илия Димитров.
По мнению Николая Дунаева, члена Президиума "Опоры России", неясно, как аванс считать кредитом. Особенно если дело касается закупки сложных изделий, например, оборудования или реагентов, которые можно приобрести только по предоплате. "Если в подобных закупках допускать условие: аванс равно кредит, то можно говорить о полном непонимании функционирования экономики. Аванс - это условие договора, кредит - это отдельный договор. Подменяя понятия, один обычный договор пытаются заменить двумя: договор кредита и поставки. На все эти договоры применимы разные юридические условия. Если это самый базовый кредит, то кредитор имеет право в любом случае, как в банке, расторгнуть договор займа и потребовать средства обратно. Например, был заключен договор на поставку и изготовление спецтехники на полгода. Выдали аванс под видом коммерческого кредита. Спустя три месяца изготовления техники отозвали кредит, а что делать в этом случае с поставкой, неясно. По поводу договоров с авансированием нужно понимать, что одностороннее расторжение его невозможно. В этом смысле аванс серьезно сдерживает госзаказчиков от некорректного поведения", - уточнил Николай Дунаев.
Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ, считает нецелесообразным рассматривать вопрос о заемных отношениях при авансировании товаров, работ, услуг. Например, с точки зрения развития института закупок в России и участия государства в развитии экономики, поддержание отечественного бизнеса и стимулирования участия российских предприятий малого и среднего бизнеса в госзакупках. "Система закупок и так содержит многие избыточные элементы, усложняющие участие поставщиков, а иногда и просто отталкивающие хороших, добросовестных и качественных подрядчиков. К примеру, обеспечение заявок 1-5% от НМЦК и контракта 10-30% от НМЦК, практическое отсутствие аванса, так как большинство закупок совершается без авансирования. Кроме этого, осуществляется постоплата, то есть оплата по факту выполнения работ + 1 месяц на проверку и гарантийные обязательства после выполнения работ в течении месяца, года и более. По всему этому считаю нововведение приравнивания аванса к кредиту излишним", - пояснил Николай Баранов.
Таком образом, большинству экспертов и участникам госзакупок идея о включении в контракт условия о том, что аванс является коммерческим кредитом, кажется весьма сомнительной. Авансирование используется либо для подтверждения серьезности намерений заказчика, либо для финансирования поставщика, и не подразумевает процентов. Прописать же условие о возможности считать аванс кредитом можно только при согласии обеих сторон.
http://torg94.ru/stat/9375.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.