- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Подрядчик под прикрытием: Заказчик не вправе требовать сведения о бенефициарах
Это снижает прозрачность процедур по 223-ФЗ.
Просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах закупки может быть не удовлетворена, а согласие на обработку персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию, не требуется. При этом требование о раскрытии информации о бенефициарах способствовало бы созданию прозрачной, конкурентной среды. Подробнее о тонкостях этого вопроса по 223-ФЗ рассказали эксперты Т94.
Если рассматривать устоявшийся 44-ФЗ, то при госзакупках в рамках контрактной системы заказчик не вправе требовать от участника сведений о его выгодоприобретателях. Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94, что при проведении закупок согласно 223-ФЗ также не предусмотрено подтверждение участником закупки отсутствия конфликта интересов. Подтверждение отсутствия конфликта, а также порядок подтверждения участниками закупки соответствия этому требованию могут быть предусмотрены утвержденным заказчиком Положением о закупке и разработанной на его основе документацией о закупке. А вот представление персональных данных бенефициара – участника закупки, в том числе состоящих лишь из ФИО, по общему правилу возможно только с согласия соответствующего субъекта.
"В число требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки в рамках 44-ФЗ, не входит обязанность предоставления персональных данных о выгодоприобретателях участника закупки, - поясняет Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Закон определяет, что подтвердить конфликт интересов возможно с помощью декларации, форма которой не установлена. Соответственно, требовать такие сведения заказчик не вправе. В 223-ФЗ подобное требование теоретически может быть заранее прописано в документации о закупке".
Эксперт также напомнил, что согласно ст. 4.1 закона о закупках, заказчик обязан опубликовать информацию о закупке. Соответственно, бенефициар заранее соглашается с тем, что его персональные данные будут в открытых источниках. Однако такое требование можно отнести к необоснованным, считает Сергей Фахретдинов, ведь в соответствии с п.5, ст.3 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Подобные ситуации на практике носят исключительный характер.
Впрочем, есть сведения, которые должны быть опубликованы или раскрыты в обязательном порядке в рамках закона о персональных данных. Во-первых, это сведения, которые содержатся в раскрываемых акционерными обществами списках их аффилированных лиц, а во-вторых, те данные, которые находятся в общедоступных государственных реестрах, в частности ЕГРЮЛ и ЕГРП.
"В любом случае, все персональные данные оформляются только через согласие. Если даже требовать данные не от каждого участника закупки, а от победителя, согласие на предоставление персональных данных можно "зашить" в форму договора. Если точнее, эта информация будет в одном из приложений к договору, которые публикуются на официальном сайте и заранее известны всем участникам, но обязательны для подписания победителем", - говорит Дмитрий Казанцев.
По словам Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ, в рамках 44-ФЗ существуют такие требования к участникам закупки как отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов. Причем под конфликтами понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физлицами, которые являются выгодоприобретателями. А также с лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, – участниками закупки, либо являются их близкими родственниками, усыновителями или усыновленными. Также участник закупки не должен являться офшорной компанией. "Под выгодоприобретателями понимаются физлица, владеющие напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества", – напомнил Николай Баранов, добавив, что в рамках 223-ФЗ заказчики используют те же самые требования, только они должны быть прописаны в положении о закупке.
Дмитрий Казанцев строго подчеркнул, что не стоит пытаться провести аналогию по этому вопросу с контрактной системой, так как у закона о закупках своя специфика. Например, по 44-ФЗ перечень требований к участникам закупки ограничен в документации, а по 223-ФЗ этот перечень устанавливает сам заказчик в положении о закупках. "Здесь разные правоприменительные практики. Одни считают, что если заказчик четко прописал в Положении о закупке по 223-ФЗ что может требовать сведения о бенефициарах, то он их и требует. Другие же говорят, что возможность публикации сведений о бенефициарах исходит из указов. А именно, есть распоряжение Президента, где определены компании, которые обязаны такие сведения предоставлять", - рассказал Дмитрий Казанцев. Во всех остальных случаях, когда заказчик требует предоставить информацию о бенефициарах, можно говорить о намеренном ограничении доступа участников к закупкам. По большому счету, далеко не в каждой закупке сведения о бенефициарах имеют важное значение. Так, в рамках бюджетных отношений по 44-ФЗ важно понимать, куда утекают бюджетные деньги. А по 223-ФЗ этот риск опосредован, здесь главный вопрос не влияет ли участник на заказчика. "Логичнее прописывать в положениях по 223-ФЗ пункт "отсутствие конфликта интересов", чтобы минимизировать риск конфликтов, и чтобы сразу было видно, какое влияние имеют бенефициары участника на заказчика", - отметил Дмитрий Казанцев.
Итак, требования о раскрытии информации о бенефициарах закупок по 223-ФЗ могут не удовлетворяться. По сути, они не подкреплены законодательно и в большинстве случаев не влияют на ход торгов. Однако, закрепление таких требований способствовало бы созданию прозрачной конкурентной среды. Эксперты отмечают, что проследить взаимосвязь госкомпании и намеренных закупок у определенных компаний "дочек" и "внучек" было бы легче. Такая информация полезна в первую очередь поставщикам, общественному контролю и государственным контролирующим органам.
http://torg94.ru/stat/9197.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.