- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Рейтинг – право банка выдать гарантию

С 1 января 2018 года почти 200 российских банков могут лишиться права предоставлять банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов при госзакупках (закон "О контрактной системе"), считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Об этом он заявил на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок. Чтобы этого избежать, он предложил увеличить переходный период до начала 2019 года. Эксперты Т94 прогнозируют ухудшение условий работы компаний по закупкам.
Речь идет о проекте постановления правительства, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках, который подготовили в Минфине. Основное нововведение предполагает, что выдавать банковские гарантии смогут только банки с кредитным рейтингом не ниже "BBB-(RU)" или "ruBBB", выставленным одним из двух российских рейтинговых агентств. "Проблема в том, что большинство российских банков прежде не работали с российскими рейтинговыми агентствами - получали кредитные рейтинги у международных агентств. Теперь же, обратившись в российские агентства, они не смогут сразу получить соответствующий кредитный рейтинг - они получат вначале самый низкий, который быстро, но не сразу, будет подниматься", - опасается Вышегородцев.
По его прогнозу, к январю такой рейтинг от российских агентств не успеют получить 190 банков. Сейчас с банковскими гарантиями при госзакупках работают 272 банка, а необходимые рейтинги от российских агентств имеют только 82.
Необходимо смягчить переходный период и перенести срок вступления в силу требований к банкам, из-за которых те не смогут заниматься предоставлением гарантий, на январь 2019 года, считает московский бизнес-омбудсмен. Он уже направил соответствующее обращение в Минфин, Центробанк и Минэкономразвития.
"Обеспечение в виде банковской гарантии теряет свой смысл, если банк не платежеспособен. Поэтому власти решили ввести этот порог в виде отечественных рейтингов, которые дают достаточно объективную картину. Необходимый рейтинг есть у очень ограниченного числа кредитных организаций, и таким образом будут отфильтровывать банки. Это действительно серьезное событие для рынка", - рассказал Т94 юрист из банковского сектора Сергей Завьялов.
По его словам, банковские гарантии составляют большой процент банковского бизнеса, это комиссионное вознаграждение и получение прибыли, и если большая часть рынка останется вне этого «куска пирога», то, возможно, многие банки уйдут с рынка. "Почти не осталось надежных клиентов, которым можно выдать кредит. Все идет к тому, что на рынке останется всего несколько десятков банков", - прогнозирует он.
Для контрактной системы ситуация осложняется тем, что банковская гарантия применяется в большинстве закупок либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения контракта. "Банковская гарантия – практически единственный способ обеспечения, особенно для представителей малого и среднего бизнеса и реального сектора экономики. Второй способ - внесение денежных средств в размере до 30% контракта - для МСП и реального сектора это обременительно, превращает участие в госзакупках в бессмысленный и невыгодный процесс", - говорит директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
"Радикальное ограничение круга банков, выдающих такие гарантии, способно создать дополнительные проблемы для поставщиков и возложить на них дополнительную финансовую нагрузку, которая в свою очередь может привезти к увеличению цен госконтрактов. Уже по этой причине это предложение заслуживает самого внимательного изучения со стороны государственных органов", - рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
Это крайне усложнит условия работы и очень сильно ударит по конкуренции, это будет катастрофа, уверен член президиума "Опоры России" Николай Дунаев. Например, в Иваново есть Кранбанк – он номер один в регионе. С ним работает предприятие по ремонту кранов «Ивановец». Там их хорошо знают. И тут банк не попадает в список. Куда идти? На лицо усложнение условий работы компаний», - указывает он. Небольшие банки специализируются именно на предоставлении гарантий для МСП, а крупным банкам мелкие поставщики малоинтересны, согласен Ульянов.
Эта ситуация возвращает нас к общему вопросу о внезапности изменений нормативного регулирования в сфере закупок, говорит Казанцев. "Сами новые требования к банкам, которые должны вступить в силу с 1 января 2018 года, анонсированы уже давно, но до сих пор не утверждены, хотя до момента начала работы по новым правилам остаётся не больше двух месяцев. В подобных ситуациях переходный период не просто желателен, но и по-настоящему необходим. Это касается не только банков, но и заказчиков, и поставщиков, которых затрагивают изменения законодательства", - считает он.
http://torg94.ru/stat/10475.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.