- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Сибирский подход к решению проблемы НДС в контрактах, заключаемых в рамках Закона № 44-ФЗ
При анализе судебной практики применения законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2018 год обращает на себя внимание очень интересная правовая позиция Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по вопросу изменения условия проекта контракта об уплате НДС, если победитель-подрядчик, с которым заключается контракт, работает на упрощенной системе налогообложения (далее – УСН).
Как известно, одними из наиболее распространённых судебных споров при осуществлении закупок на выполнение подрядных строительных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются споры об уменьшении цены контракта при его заключении на сумму НДС с участниками, применяющими УСН.
Дело в том, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики согласно требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе обязаны учитывать в такой цене все налоги, в том числе НДС, включаемый в сводный сметный расчёт проектной документации.
При этом подрядчики, являющиеся победителями конкурентных процедур закупок, предлагает заказчикам твёрдые цены государственных (муниципальных) контрактов на выполнение строительных работ при их проведении.
В результате между заказчиками и подрядчиками, выигравшим торги, на этапе заключения контрактов часто возникает конфликтная ситуация, когда подрядчики на УСН требуют от заказчиков уплаты всей твёрдой цены контракта, предложенной им на аукционе, и на основании Закона № 44-ФЗ о контрактной системе отказываются вносить какие-либо изменения в предложенную им цену в связи с применением УСН. Заказчики, со своей стороны, опасаясь обвинения в неправомерном расходовании бюджетных средств со стороны контрольных и правоохранительных органов, отказываются оплачивать НДС по контрактам подрядчикам, которые освобождены от его уплаты.
Данная проблема строительных закупок по-разному решается в различных регионах России.
Однако, подход Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по условию правомерности изменения проекта контракта об уплате НДС, сформированный в постановлениях от 31 октября 2018 года по делу № А74-17656/2017 и от 15 октября 2018 года по делу № А33-1406/2018, выделяется своей простотой и железной логикой.
Исходя из правовой позиции указанного окружного суда, условие проекта контракта об уплате НДС не подлежит изменению при его заключении по результатам конкурентной процедуры закупки в рамках 44-ФЗ даже, если участник закупки работает на УСН (если иное не предусмотрено проектом контракта).
По указанным делам заказчики обратились в арбитражные суды для оспаривания решений и предписаний антимонопольных органов, которые возлагали на них обязанность исключить из проектов контрактов, направляемых по результатам аукционов подрядчикам, применяющим упрощённую систему НДС, условия об уплате ими НДС.
Пояснение: заказчики при направлении проектов контрактов победителям аукционов, работающих на УСН, отказались исключать из них фразу об уплате подрядчиками-«упрошенцами» НДС 18 %. В связи с этим подрядчики обратились в территориальные органы ФАС России, которые поддержали их позицию о необходимости исключения НДС из проектов контрактов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, признавая незаконными решения и предписания антимонопольных органов, сослался на следующее.
В соответствии со статьёй 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1).
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2).
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ).
Судами установлено, что оспариваемым решением антимонопольный орган признал заказчика, в том числе нарушившим указанные нормы Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку победителем закупки предложена цена контракта без учёта НДС, так как данная организация находится на упрощённой системе налогообложения, и требование заказчика заключить контракт по указанной цене, но включающей в себя НДС 18%, нарушает условие о необходимости заключить контракт по цене, предложенной победителем.
Признавая несостоятельной вышеизложенную позицию антимонопольного органа, суды обоснованно исходили из невозможности в данном конкретном случае исключить из положений контракта условия о включении в цену НДС, поскольку такое условие в императивной форме содержалось в извещении о проведении электронного аукциона (начальная максимальная цена контракта с включением НДС 18%) и в аукционной документации.
Возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС при условии применения победителем аукциона упрощённой системы налогообложения извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией не предусмотрена.
Поскольку извещение, аукционная документация (в том числе проект контракта) содержали информацию о расчёте цены контракта с учётом НДС, приняв участие в указанном аукционе, ООО – победитель закупки надлежащим образом было осведомлено об этом и в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ дало согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Само по себе применение участником аукциона упрощенной системы налогообложения, исходя из положений Закона № 44-ФЗ, не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены контракта, определенной по результатам закупки.
Таким образом, поскольку основания для изменения условия контракта в части его цены у заказчика отсутствовали, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что контракт должен быть заключен на соответствующих условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Выводы судов о неправомерности изложенной в оспариваемом решении позиции антимонопольного органа основаны на правильном применении изложенных норм Закона № 44-ФЗ, не предусматривающих возможность изменения цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель аукциона применяет систему налогообложения, не предполагающего его уплату (за исключением случая, если такая возможность предусмотрена документацией о закупке), а также с учётом норм налогового законодательства, в частности, пункта 5 статьи 173, пунктов 4, 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция судов соответствует также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 26 июня 2015 года № 306-КГ15-7929, от 25 августа 2016 года № 310-КГ16-10142, от 13 октября 2016 года № 308-КГ16-12777, а также в решении ФАС России от 02.12.2015 по делу № К-1657/15, письме ФАС России № АЦ/33651/14 от 21.08.2014.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о несоответствии действующему законодательству оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа и соответственно нарушении этими актами законных прав и интересов заявителя.
http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/sibirskij-podhod-k-resheniyu-problemy-nds-v-kontraktah-zaklyuchaemyh-v-ramkah-zakona-44-fz/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.