- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Суд не дал ФАС наказать за картель внутри группы лиц
13 Арбитражный апелляционный Суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ООО «БСС».
Началось с того, что в ФАС поступило обращение Прокуратуры с информацией о фактах, которые могут указывать на аффилированность сделки ООО «БСС» и ООО «АМТ» при проведении 3 аукционов в Калининградской области. Предметами аукционов являлось право на заключение контрактов на поставку противовирусных препаратов для лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (дарунавир, этравирин).
Начальная (максимальная) цена контрактов (НМЦК) – 23,3 млн. руб. В результате регулятор возбудил дело по признакам нарушения БСС и АМТ п. 2 ч.1 ст. 11 135-ФЗ, выразившегося в поддержании цен на аукционах. Основанием для такого вывода ФАС послужили следующие обстоятельства:
— поступление от БСС и АМТ одинаковых ценовых предложений (по одному от каждого) в ходе 3 аукционов (предложение БСС во всех случаях поступало первым);
— заключение БСС госконтрактов по итогам аукционов по цене лишь на 0,5% ниже НМЦК;
— подача АМТ ценовых предложений после БСС в том же размере;
— подача ценовых предложений в двух случаях из трех с одного IP-адреса;
— совпадение местонахождения участников аукциона во время проведения аукциона и наличие у них одного и того же фактического и юридического адресов.
Кроме того, БСС и АМТ признаны ФАС хозсубъектами – конкурентами, действующими на одном и том же товарном рынке, по трем основаниям:
— приобретение единственным участником (учредителем) БСС Захрабековым Э.З. у владельца и единственного участника (учредителя) АМТ Волковой Т.Я. этого юридического лица (АМТ);
— осуществление ими одного и того же лицензируемого вида деятельности;
— участие БСС и АМТ в 3 аукционах.
Между тем оснований для признания БСС и АМТ конкурентами суд не усматривает. Суд установил, что АМТ не приобретает товар на товарном рынке напрямую у производителей или у других организаций оптовой торговли лекарственными средствами, поскольку не имеет прямых договоров с ними. Единственным источником поступления товара для АМТ является БСС, иными словами, товарный рынок для АМТ – это склад БСС и находящиеся на нем запасы лекарственных препаратов, закупленные и принадлежащие БСС, самостоятельно продавать которые АМТ не вправе.
БСС не приобретает собственный товар само у себя, а самостоятельно закупает его на рынке, операторами которого являются производители и другие организации оптовой торговли лекарственными средствами. БСС, в отличие от АМТ, продает принадлежащий ему товар другим организациям оптовой торговли, а также государственным и муниципальным заказчикам. Следовательно, АМТ не осуществляет приобретение и продажу товара на одном товарном рынке с БСС, в т. ч. в его сегменте, связанном с обращением противовирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных.
По мнению суда, при анализе поведения участников аукционов ФАС не приняла во внимание возражения БСС в которых содержится ответ на вопрос, почему АМТ принимало участие в аукционах вместе с БСС: подача двух заявок (БСС и АМТ) на участие в торгах, имеющих в информационной системе БСС признак «Ключевые торги», происходит в целях гарантированного предупреждения сбоев, возникающих по причине «человеческого фактора», поскольку возможная ошибка сотрудника БСС на любой стадии торгов повлечет потерю права БСС на исполнение контракта. Между тем в соответствии договором доверительного управления гражданка Волкова Т.Я. передает АМТ доверительному управляющему Карачуну А.И. сроком на 5 лет, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление АМТ в интересах БСС. При этом доверительный управляющий является гендиректором БСС. С учетом изложенного, суд полагает, что фактическое установление контроля одним хозсубъектом (БСС) в отношении другого (АМТ) на основании письменного соглашения по своему правовому содержанию и правовым последствиям не может быть признано менее юридически значимым по сравнению с установлением контроля посредством распоряжения более 50% общего количества голосов. Сам по себе факт осуществления АМТ и БСС одного и того же вида деятельности не свидетельствует об отношениях конкуренции между этими хозсубъектами, которые, как установила ФАС, входят в одну группу лиц по смыслу ст. 9 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд считает, что АМТ самостоятельных действий при участии в аукционах не совершало и не имело возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения противовирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных на соответствующем сегменте рынка этих препаратов в географических границах Калининградской области и каким-либо образом исключить или ограничить возможности воздействия на указанный сегмент товарного рынка со стороны БСС, что исключает квалификацию его взаимодействия с БСС при участии в указанных аукционах как соперничество. Доказательств обратного ФАС не представила. При таких обстоятельствах у ФАС не было необходимых и достаточных оснований для признания БСС и АМТ хозсубъектами-конкурентами. При этом, суд учитывает, что в решении ФАС не приведено обоснования того, что снижение цены на 0,5% применительно к предметам аукционов является экономически неэффективным, и не указано какая цена контрактов соответствовала одновременно интересам сторон и бюджета с учетом ее экономического обоснования. (Дело № А21-4423/2016)
http://reformafas.ru/news/sud-ne-dal-fas-nakazat-za-kartel-vnutri-gruppy-lits/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.