- Главная
- Новости
- Новости закупок
- В госзакупках могут начать учитывать качество продукции.
Такие поправки в 44-ФЗ "О контрактной системе" готовят ФАС и ТПП. Сейчас закон обязывает госзаказчиков заключать контракты с поставщиками, предложившими наименьшую цену, что не позволяет учитывать качество продукции и часто ведет к поставкам товаров, не соответствующих запросам заказчиков, признают эксперты.
Изменения в законодательство, учитывающие качество продукции в госзаказе, могут внести в Госдуму до конца года, заявил президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин на пресс-конференции в Ставрополе.
Действующие нормы обязывают обязывает госзаказчиков заключать контракты с поставщиками, предложившими наименьшую цену, что зачастую негативно сказывается на качестве товаров. Иной раз степень несоответствия товара требованиям заказчика доходит до абсурда: так, при проверке сметаны для одного детского сада сотрудники лаборатории не выявили в ней биологических молочных продуктов.
Сегодня в рамках контрактной системы заказчик и в самом деле не имеет права оценивать качество поставляемой продукции – а точнее, он может делать это исключительно посредством изучения документов, которые прислал сам поставщик, уточняет начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
"Единственный механизм учета качества продукции при поставке, который де-факто есть у госзаказчика, можно оценить как злоупотребление правом. Так, по правилам контрактной системы, заказчик может прописать в документации и проекте контракта свое право на его одностороннее расторжение. После поставки первой партии некачественной продукции он может расторгнуть контракт и закупить недопоставленный объем, запросив предложения", - говорит он.
По словам Казанцева, едва ли такой механизм содержит меньшие риски субъективного подхода по сравнению с тестированием образцов продукции на стадии рассмотрения заявок, а поставщик при этом рискует остаться без контракта и без денег за уже поставленную продукцию, которую заказчик оценил как некачественную.
Для борьбы с фальсификатом ТПП запустила проект “Агро - за качество”, позволяющий прописывать обязательную проверку качества продукции в документации к закупке. "Необходимость контроля качества товаров, работ и услуг существует на каждом сегменте рынка и введение обязательных критериев качества и единых методов их контроля позволит добросовестным участникам закупок чувствовать себя уверенно и не бояться недобросовестной конкуренции", - поясняет представитель комитета ТПП по развитию системы закупок.
Сначала эта инициатива вызвала недовольство со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Однако затем ФАС и ТПП решили объединить усилия и сейчас совместно разрабатывают законодательные акты, которые позволят учитывать качество продукции на торгах по 44-ФЗ, не нарушая ни его, ни антимонопольное законодательство. "Говорить о недовольстве ФАС категорически нельзя. Служба всегда с вниманием относится к инициативам ТПП РФ и готова к предложениям. Представители ФАС являются обязательными участниками мероприятий Комитета и мы очень рады выстроенному между нами диалогу", - уточняет представитель комитета ТПП по развитию системы закупок.
По мнению экспертов, проблема оценки качества продукции связана с изначальными принципами формирования системы госзаказа. "К сожалению, главными признаками российской системы госзакупок стали аукционный крен (60% закупок), мелочный процедурный контроль, заточенный на выявление нарушений в мелких конкурентных торгах с большим падением цен, в ущерб финансовому контролю и контролю за результатами, и имитация конкуренции при реальной монополизации системы госзакупок", - скептичен директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. "Создана система "победитель торгов получает все", при которой ФАС запрещает разбивать тендер между несколькими участниками - что как раз используется в коммерческих закупках и госзакупках развитых стран для повышения конкуренции и снижения рисков", - добавляет он. Все это приводит к ухудшению качества продукции.
Дело в том, что качество, как репутация или удобство – это неизмеряемые понятия, что в известной степени повышает риск субъективизма при их оценке, считает Казанцев. "Концептуальные основы российской системы госзакупок были заложены еще в начале столетия, когда главной задачей была как раз борьба с крайним субъективизмом при оценке претендентов на госконтракт. Проблема стояла остро, и для борьбы с ней было избрано радикальное решение: оказаться не только от неизмеряемых, но и вообще от неценовых критериев при оценке предложений участников госзакупки", - объясняет он. По его словам, борьба с субъективизмом сделала оценку качества продукции фактически невозможной.
А ведь этот вопрос очень важен для экономического развития России, уверен представитель ТПП. "Конкурентная борьба между добросовестными участниками рынка будет механизмом развития всех секторов экономики. Зная критерии качества, они оптимизируют свои производства и при этом реализуют свою продукцию по рыночным ценам. А участие малого бизнеса позволит эффективно повышать конкурентную среду за счет новых участников", - рассчитывает он.
Предложения ТПП должны стать пилотным проектом, который в наиболее проблемной отрасли закупок продуктов питания должен выработать пути снятия застарелых ограничений госзаказа, надеется Казанцев. "В целом добросовестные предприниматели, бизнес-объединения неоднократно пытались отыграть критерий качества, но пока это удавалось лишь путем создания небольших "гетто" вроде СИК или контракта жизненного цикла, которые подходят только для самых крупных тендеров. Хотелось бы надеяться, что в этот раз ТПП удастся добиться большего, ведь недобросовестным поставщикам некачественной продукции гораздо проще снизить цену до демпинга (и поделиться с контролерами), чем поставщикам качественной продукции", - заключает Ульянов.
http://torg94.ru/stat/11244.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.