- Главная
- Новости
- Новости закупок
- В сфере госзакупок снизилось число выявленных нарушений
- Двухгодичный мониторинг госзакупок позволяет сделать вывод, что в этой сфере наметилась положительная тенденция к снижению количества выявленных нарушений. Однако их по-прежнему много.
С появлением тенденции перехода экономики страны на социальную ориентацию, усилением кризисных факторов, значимость госзакупок как эффективного механизма и инструмента расходования бюджетных средств возрастает многократно. Но за работой любого механизма и инструмента требуется контроль.
Он позволяет предвидеть риски возможных нарушений, кризисную ситуацию в случае неисполнения закупки и заблаговременно предотвратить возникающие препятствия для реализации целей и задач госзакупок. Закон о контрактной системе закрепил контроль за госзакупками органами власти, ведомственный контроль, контроль со стороны заказчиков.
Кроме того, он ввел новацию: общественный контроль вскоре мониторинга госзакупок, предоставив обществу, гражданам возможность и право участвовать в этой довольно сложной и специфичной работе.
В 2015 году РОО "Общественный контроль" исследовала все этапы 2954 закупок. Общее число выявленных закупок с нарушениями составило 97,9 процента. В среднем же, на каждый этап приходится около 95,5 процента госзакупок с нарушениями.
В первом полугодии 2016 года мы получили несколько иные результаты. За шесть месяцев было исследовано 1570 закупок. Общее число закупок с нарушениями не превысило 96,8 процента. Усредненное значение по этапам составило 93,2 процента.
Проблемы, нарушения и злоупотребления в госзаказе, выявленные по итогам мониторинга, не носят локальный и закономерный характер. Они распределяются по всем стадиям закупочной процедуры: от планирования и размещения заказа до заключения контракта и его исполнения. Еще одной особенностью является то, что они не зависят от уровня заказчиков, выявляясь, как на федеральном, так и на муниципальном уровнях.
Это позволяет предположить наличие в сфере закупок образовательного дефицита кадрового состава контрактных служб, занимающихся размещением заказа. Как правило, они не имеют юридического образования и получают допуск к работе в контрактной системе по результатам обучения на срочных курсах с небольшой нагрузкой.
В результате, на должностное лицо накладывается требование знаний специального Закона о контрактной системе (до 400 страниц), комментарии к закону (600-700 страниц), дополнительных подзаконных актов (400-500 страниц) постоянно регулирующих смысл норм Закона о контрактной системе, классификаторов ОКВЭД, ОКПД, ОКЕИ (около 3500 страниц). В дополнении к этому неудобный интерфейс единой информационной системы, лишенный автоматизированных подсказок. Все выше перечисленное создает высокие риски ошибок с необратимыми последствиями.
Невысокий уровень профессионализма и социальной ответственности должностных лиц заказчиков может стать причиной краха всех идей, заложенных в любых концепциях, приведет к искажению и некорректному толкованию и применению позитивных изменений в сфере госзаказа, способствует росту уровня коррупционных рисков. К тому же, все это усугубляется отсутствием независимого системного контроля.
На сегодняшний день институт общественного контроля, имея значительный потенциал, реализует в основном лишь известные инструменты - общественный мониторинг закупок, общественное обсуждение закупок свыше 1 миллиарда рублей и "точечное" воздействие на отдельные закупки путем деклараций о наличии нарушений. Таким образом, в широкой практике на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не отработаны системные механизмы и инструменты, способные качественно содействовать преодолению исследуемых недостатков контрактной системы.
https://rg.ru/2016/10/25/v-sfere-goszakupok-snizilos-chislo-vyiavlennyh-narushenij.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.