- Главная
- Новости
- Новости закупок
- ВС рассказал, когда можно немотивированно отказаться от исполнения госконтракта
Сегодня вышел четвертый в этом году Обзор Судебной практики ВС. Согласно нему, если госзаказчик отказался от договора в связи с существенным нарушением подрядчиком контракта, суд не вправе без согласия заказчика переквалифицировать отказ в немотивированный.
Поставщик и заказчик заключили муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации для строительства общеобразовательного учреждения. В установленный срок поставщик направил в адрес заказчика проектно-сметную документацию, разработанную им до заключения контракта, без отчетов об инженерных изысканиях. Заказчик письменно сообщил об отказе подписать акт приемки. Он указал, что документация не соответствует условиям контракта, поставщик выполнил инженерные изыскания и внес изменения в документацию. По результатам государственной экспертизы документации на соответствие ее требованиям технических регламентов получено отрицательное заключение. В итоге заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта (ч. 9 ст. 95 закона № 44-ФЗ).
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о взыскании неосновательного обогащения и признании недобросовестным одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик заявил встречный иск – о взыскании с подрядчика неустойки за нарушение сроков предоставления документации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального иска, частично удовлетворив встречный иск. Апелляция изменила решение суда в части размера удовлетворения встречного иска. Суды исходили из того, что общество добровольно согласилось на поставку товара в отсутствие обязанности заказчика предоставить исходную документацию. Суды пришли к выводу, что разработанная документация заказчику не предоставлена. Типовая документация разработана до заключения контракта для иного объекта капитального строительства и не имеет потребительской ценности для заказчика.
Суд округа решил, что общество имеет право на получение стоимости переданного типового проекта, имеющего потребительскую ценность для заказчика. Поэтому суд округа удовлетворил первоначальный иск в части взыскания стоимости фактически выполненных работ и встречный иск о взыскании неустойки, исчислив ее от стоимости не исполненных по контракту обязательств. Он исходил из того, что в распоряжение заказчика поступила типовая проектно-сметная документация, доказательств возврата которой не представлено. Контракт обществом не исполнен, поэтому требования общества удовлетворению не подлежат.
Верховный суд пришел к выводу: установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении условий контракта обществом, а значит – о невозможности признать отказ заказчика от исполнения контракта немотивированным. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). Выводы суда округа о прекращении действия контракта и о наличии оснований для взыскания стоимости фактически выполненных работ, по мнению ВС, незаконны (ст. 717 ГК). Поэтому Судебная коллегия ВС отменила постановление арбитражного суда округа, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции (№ 304-ЭС18-2754).
https://pravo.ru/news/208011/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.