- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Закупка по ролям: При закупке можно заключить несколько договоров
Такое право имеет заказчик по 223-ФЗ.
В рамках одной закупки заказчик может заключать сразу несколько договоров по 223-ФЗ. Единственное условие - процедура должна быть прописана в положении о закупке. Эксперты Т94 рассказали, как заказчику избежать нарушения антимонопольных требований при заключении нескольких договоров.
Согласно нормам 223-ФЗ, заказчик может заключать несколько договоров при условии, что порядок подготовки и проведения закупочных процедур, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров будут закреплены в положении о закупке. При этом в Министерстве экономического развития РФ подчеркивают, что заказчик при такой закупке должен соблюдать антимонопольные требования. Так, при проведении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По словам Дмитрия Казанцева, начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center, в закупочной документации необходимо предусмотреть возможность заказчика распределять подряд между несколькими победителями, а также пропорции такого распределения. При этих условиях участники будут знать, кто сколько получит. Например, тот кто займет первое место, получит 70% контракта, а второе место - 30%.
"Чаще всего этой возможностью пользуются заказчики из атомной отрасли и оказывающие услуги сотовой связи. Последние мотивированы тем, что им необходима гарантия исполнения минимального объема контракта. То есть, если один из победителей вдруг окажется недобросовестным или просто не сможет поставить товар, то у заказчика, в любом случае, какой-то объем товара будет поставлен от другого подрядчика. Тогда любой глобальный инновационный проект, например, обновление производства или расширение сети не сорвется, а лишь приостановится, - рассказал в комментарии Т94 Дмитрий Казанцев. - Более последовательная логика у заказчиков атомной отрасли, где рынок для поставщиков очень специфический. Этот рынок с высоким входным порогом. Если заказчик делает глобальный контракт, например, строительство АЭС, то он понимает, что это огромный контракт не на один год. Если он отдает большую часть контракта одному поставщику, то де-факто не на один год оставляет без хлеба второго. Тем самым, формально, соблюдая методологию 44-ФЗ, заказчик полностью монополизирует рынок и сам для себя создает одного поставщика. Так, добросовестному мотивированному заказчику, такая ситуация не нужна, поэтому он поддерживает конкуренцию на рынке, предоставляя в разных долях подряд нескольким поставщикам. Так, заказчик позволяет на одном и том же рынке существовать нескольким фирмам".
При этом в Минэкономразвития обратили внимание, что право заказчиков по итогам закупки заключить договоры с несколькими участниками, а также порядок и случаи должны быть установлены заказчиком в положении о закупке. Указанная норма направлена на обеспечение конкуренции при осуществлении закупок для сложных поставок, которые во всем мире могут обеспечить единицы, так как в случае победы одного поставщика есть риск, что в дальнейшем он сможет диктовать цены.
Так, например, при закупке оборудования длительного цикла изготовления количество участников в закупках составляет от 1 до 3 поставщиков. Требуется значительный гарантированный долгосрочный заказ для поддержки производителей. В связи с этим необходимо иметь возможность проводить процедуры с двумя победителями для поддержания конкурентной среды и снижения рисков.
В министерстве привели Т94 пример закупки "Росатома": для изготовления одного парогенератора для блока с ВВЭР необходимо 129 км нержавеющей трубы с высокими требованиями по качеству. Изготовители парогенераторов – отраслевые "ЗиО-Подольск" и филиал "АЭМ-технологии" в Волгодонске (бывш. "Атоммаш" - прим. редакции) регулярно, то есть 4-8 раз в год, заказывают от 1 до 4 комплектов труб, в зависимости от объема поступающих отраслевых заказов. Сложившийся рынок изготовителей трубы – это два предприятия, в России и на Украине (ЧТПЗ и "Сентравис"). Каждый изготовитель в отдельности не может 100% по срокам удовлетворить потребности заказчиков ввиду ограниченной мощности собственного производства. Заказчики разработали такую стратегию: весь имеющейся заказ двух предприятий объединить в одну процедуру закупки. Затем выбирать двух победителей, при условии равной цены при переторжке, предусмотрев отдельный гарантированный заказ для каждого. При этом предусмотрели опцион на два года, то есть обязательство изготовителей еще продать трубу в любом количестве в течение 2 лет по фиксированной цене. Начальная максимальная цена процедуры (без опциона) почти миллиард рублей (996 млн. руб.). Итог: 4 участника процедуры – все изготовители (ЧТПЗ, "Сентравис", ТМК, "Оскар"). 2 победителя – референтные изготовители (ЧТПЗ, "Сентравис"). Минимальная цена за последние три года закупок этой трубы, где уровень экономии с учетом инфляции - 14%, что составляет 503,6 млн. руб. на 10 блоках АЭС.
По словам Дмитрия Казанцева, заказчик должен предусмотреть в документации то, что по итогам закупки договор не заключается, а может быть заключен с несколькими поставщиками. Таким образом, заказчик может смотреть, кто победил. К примеру, недобросовестный заказчик увидит, кто победил, и если это будет "его поставщик", то он сможет отдать ему 100% контракта, а если победит "не его поставщик", то он даст ему 50% контракта. При этом второе место получит все равно "его поставщик" и получит вторую половину контракта.
"Это нарушение правил, исключение может быть одно: заказчик должен прописать в документации, что если в закупке поучаствовал один поставщик, то такой поставщик может быть признан победителем и он получит 100% контракта. Либо, если несколько подрядчиков, то прописать доли для каждого", - поясняет Дмитрий Казанцев, добавляя, что все сценарии должны быть прописаны еще при объявлении закупки.
Кроме этого, нарушением антимонопольных требований может считаться отсутствие в закупочной документации пропорций контракта всем победителям. В положении о закупке должно быть четко прописано, какой победитель сколько получит.
Таким образом, чтобы заказчик мог воспользоваться возможностью заключать договор с несколькими подрядчиками, он должен прописать все условия в положении о закупке. Ранее подобный вопрос рассматривался с точки зрения публикации сведений о закупке в ЕИС. Сейчас при заключении нескольких договоров от заказчика этого не требуется, но важно с его стороны не нарушить антимонопольные требования в части установления прав, пропорций и порядка выбора победителя.
http://torg94.ru/stat/9267.html
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.