Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Закупки аварийных работ при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ
23.08.19

Иногда заказчики прибегают к аварийным закупкам. Это процедуры в чрезвычайных условиях, когда времени на полноценные торги нет. Закон позволяет проводить такие закупки в упрощенном порядке. Читайте в статье, как это происходит.

Закупки при ЧС по 44-ФЗ

Аварийные закупки — это закупки в условиях ЧС. Проводить конкурентные процедуры в этом случае нецелесообразно из-за нехватки времени. Поэтому закон позволяет закупать ТРУ у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Сюда относятся закупки:

после аварии;

после прочих чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

вследствие обстоятельств непреодолимой силы;

из-за необходимости в срочной медпомощи.

Обратите внимание, что в соответствии с этим пунктом заказчик может заключить контракт на ТРУ в том объеме, который необходим для ликвидации последствий ЧС или оказания скорой помощи.

Часто заказчики путаются и неверно выбирают закупку по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если работы систематические, такое основание для неконкурентной закупки использовать нельзя (решение Челябинского УФАС от 16.02.2015 по делу № 9-ВП/2015). Также применение п. 9 ч. 1 ст. 93 не допускается, если заказчик имел возможность спрогнозировать наступление чрезвычайной ситуации. Например, когда решил закупить услуги по срочному ремонту здания, которому грозит обрушение, хотя заранее знал об аварийном состоянии объекта.

Также убедитесь, что необходимая продукция не входит в перечень из распоряжения Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р. В этом случае закупать ее по п. 9 ч. 1 ст. 93 также нельзя.

Как подготовиться к аварийной закупке

Важно правильно подготовиться к аварийной закупке, чтобы у контрольного органа в будущем не возникло претензий. Нужно принять внутренний документ о случившемся, чтобы зафиксировать на бумаге, что произошло ЧС. Если есть возможность, можно получить справки от спецслужб (например, МЧС).

Далее составляют акт на основании обследования поврежденного объекта. Важно оценить масштаб случившегося и размер убытков, чтобы знать, какой объем работ потребуется для устранения последствий ЧС. После этого рассчитывается цена контракта.

Аварийные закупки: пошаговая инструкция

Извещение, как и в других закупках у едпоставщика, не нужно (его отменили с 1 июля 2019 года). Заказчик направляет проект контракта потенциальному поставщику, стороны согласовывают условия и подписывают контракт.

Помните, что при закупках по п. 9 ч. 1 ст. 93 заказчик обязан обосновать цену контракта и привести расчет в самом контракте. Кроме того, закон требует отчета перед ФАС. Заказчик должен в течение 1 рабочего дня после заключения контракта уведомление о такой закупке. К уведомлению приложите копию контракта с обоснованием.

Аварийные закупки без заключения контракта

Иногда срочность не позволяет даже заключить контракт. Несмотря на его отсутствие, заказчик обязан оплатить такие работы. Это подтверждает судебная практика. В качестве примера рассмотрим Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2018 по делу № А51-13055/2017.

Заказчик, Департамент дорожного хозяйства Приморского края, направил официальное письмо АО «Примавтодор» и попросил быть в боевой готовности из-за надвигающегося циклона. Оплачивать работы договорились по фактическим затратам. В течение месяца компания ликвидировала последствия урагана, также выполнила работы по зимнему содержанию дорог. Контракт заключен не был.

Компания выполнила работы на 34,7 млн руб. Их приняли без замечаний. Акты на 2,7 млн стороны подписали, а вот документы на оставшуюся сумму так и остались неподписанными. У заказчика разговор был короткий: контракта нет, а значит требовать деньги подрядчик не имеет никакого права.

Несмотря на то, что подрядчик выполнял работы без контракта, они подтверждены актами обследования автомобильных дорог, актами выполненных работ по форме КС-2 и справками по форме КС-3. Эти бумаги наряду со сдачей результата работ заказчику служат основаниями для оплаты.

Заказчик настаивал на том, что контракта не было, а именно он — главное основание для перечисления денег. Однако не учел, что контракт не требуется при закупках в условиях чрезвычайных ситуаций, как природных, так и техногенные. Чтобы не терять время на проведение закупки и направление друг другу документов, стороны вступают в договорные отношения без контракта. Подрядчик в таком случае может требовать оплату через суд (пункт 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015). В нашем случае вернуть свои деньги компании удалось.

Критерии, при которых возможна оплата без контракта, перечислены в Обзоре судебной практики о контрактной системе, утвержденном Президиумом ВС РФ 28.06.2017. К ним отнесли длительность и регулярность отношений между заказчиком и подрядчиком, которые сложились еще до спорных работ, невозможность откладывать работы в чрезвычайных условиях и др.

https://www.pro-goszakaz.ru/article/101991-qqq-19-m8-zakupki-pri-chrezvychaynyh-situatsiyah-po-44-fz


назад

Другие новости закупок