- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Закупки за счет бюджета переводят под 44-ФЗ

Государственная Дума России приняла в первом чтении проект закона, переводящий закупки госкомпаний за бюджетные средства под действие закона о контрактной системе (44-ФЗ). Процедуры в рамках 44-ФЗ строже, чем по 223-ФЗ (закону о закупках товаров, работу и услуг). Авторы законопроекта рассчитывают, что данные изменения позволят обеспечить большую прозрачность в сфере. Мнения опрошенных порталом Torg94 экспертов разделились: одни считают, что законодательные новации упростят контроль государства за бюджетными расходами, другие назвали их «профанацией, которая приведет к увеличению цен».
Госдума ужесточает правила проведения бюджетных закупок госкомпаний. Принятый в первом чтении законопроект переводит закупки госкомпаний за счет средств из федерального бюджета, предоставленных на капитальные вложения, под действие закона о контрактной системе. Данная норма коснется «бюджетных закупок» госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний и юридических лиц со стопроцентным участием государства в их уставном капитале.
Авторы законопроекта считают, реализация предложенных положений «убьет несколько зайцев». По их мнению, эффективность расходов бюджетов всех уровней станет выше, к закупкам госкорпораций и госкомпаний будет открыт равный доступ для всех участников рынка.
Ранее проект закона рассматривался в ходе заседания правительства России. На нем премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что предложенный документ значительно повысит прозрачность определения подрядчиков.
Руководитель комитета «Деловой России» по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов заявил в комментарии Torg94, что госкомпаниям и госкорпорациям «закручивают гайки».
“При этом создаются более прозрачные и конкурентные условия на рынке закупок, а это прямой путь к повышению эффективности работы всей системы в целом”, — отметил Сергей Фахретдинов.
Он подчеркнул, что, по его мнению, поправки к законодательству будут способствовать упрощению контроля со стороны государства за расходованием бюджетных средств.
“Кроме того, они позволят увеличить число участников закупок за счет использования более прозрачных и унифицированных процедур, применяемых в рамках 44-ФЗ”, — заключил руководитель комитета «Деловой России» по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний.
Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов считает, что 44-ФЗ является одним из худших законов, регулирующих закупочную деятельность.
“Вещи, изначально заложенные во время его разработки, были нивелированы многочисленными поправками. В результате сутью 44-ФЗ стал «аукционный крен». Это когда 60% закупок проводится на аукционе. При этом аукционы не используются при закупках в развитых странах. Аукционы вообще не предусмотрены для закупок, они предусмотрены для продаж. Система аукционов ведет к монополизации: победитель аукциона получает все, проигравшие же участники аукциона просто уходят с рынка”, — рассказал эксперт.
По его словам, создавшаяся в ходе реализации 44-ФЗ ситуация находится в полном противоречии с мировым опытом, в противоречии с лучшими коммерческими практиками.
“При 44-ФЗ действует мелочный и бессмысленный процедурный контроль, который сегодня не решает ни одну из задач”, — отметил Алексей Ульянов.
Он подчеркнул, что надо отказаться от процедурного контроля и начать контролировать результаты закупок, как делается во всем мире. По мнению директора Института повышения конкурентоспособности, частичное распространение 44-ФЗ на госкомпании является профанацией, которая приведет только к ухудшению результатов, к росту цены закупки.
“Усиление контроля всегда требует больше денег. Аукционы, ведущие к монополизации рынка, также повышают цены. По расчетам НИУ ВШЭ, аукцион делает закупки дороже на 20-30%. Поэтому стоимость «аукционного крена» составляет 1-2 трлн рублей. Это только удорожание по закупкам, не считая долгосрочных издержек российской экономики. А если распространить данные практики 44-ФЗ на госкомпании, то терять экономика будет еще больше. Поэтому, конечно, ни к каким положительным последствиям данный законопроект не приведет”, — заключил эксперт.
Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев отметил, что данный законопроект предлагает делить закупки не по «признаку субъектности» (организационно-правовой форме заказчика), как это было сделано с непродуманным переводом унитарных предприятий в сферу регулирования контрактной системы, а по источнику финансирования соответствующей закупки.
“При этом, несмотря на концептуальную правильность законопроекта, необходимо учитывать риски, связанные с его исполнением. Ключевой риск – транспарентность механизма определения источника финансирования конкретной закупки”, — отметил эксперт.
По его словам, в случае, если удастся создать простые для исполнения и прозрачные механизмы разделения закупок, которые компании проводят за свой счет, и закупок, проходящих за бюджетный счет, то работа по двум законам – 44-ФЗ и 223-ФЗ — для госкорпораций будет несложной.
“Соответствующую работу проводят сегодня бюджетные учреждения, также имеющие право использовать одновременно оба закона в своей закупочной практике”, — подчеркнул Дмитрий Казанцев.
Он добавил, что госкорпорации будут все же продолжать в основном работать по 223-ФЗ.
“Для госкорпораций коммерческая деятельность остается основным источником финансирования закупок. Поэтому по 44-ФЗ будет проводиться только часть закупок в случае прямого их бюджетного субсидирования”, — заключил эксперт.
https://torg94.ru/articles/goskompaniyam-uzhestochayut-protsedury-torgov-2018-04-10/
-
20.09.24
Об этом на ежегодной конференции Federal Legal Forum рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский
-
17.09.24
17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.
-
14.09.24
13.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 № 1254 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 888» (далее – постановление).
-
12.09.24
12.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1245 (далее – постановление).
-
11.09.24
Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.
-
06.09.24
06.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1211 (далее – постановление), которое вносит изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465.
-
04.09.24
04.09.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
-
28.08.24Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:
-
28.08.24
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.
-
05.08.24
Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.